К ЗВЕЗДАМ!
1970


Реальность
Фантастика:
Луна
Планеты
Звезды и галактики

 

Человечество не останется вечно на Земле,
но в погоне за светом и пространством сначала 
робко проникнет за пределы атмосферы, а потом 
завоюет все околосолнечное пространство.
К. Э. Циолковский


Долог и труден путь человеческого познания. Из года в год, из века в век собирались драгоценные открытия. Сменялись эпохи, общественные системы, менялись мировоззрения. Ищущая мысль человека томилась в застенках инквизиции, блуждала в лабиринте ложных представлений. Человек искал, обобщал, ошибался и снова искал.

Но пришло время, когда отдельные капли знаний слились в могучую реку науки, - наступил двадцатый век. Спираль познания с каждым витком раскручивается все стремительнее. Еще несколько веков назад необходимо было не менее ста лет, чтобы удвоилась сумма человеческих сведений о мире. В наше время это происходит всего за 10-15 лет. И этот срок продолжает сокращаться! В книге «Черты будущего» известный английский ученый, писатель-фантаст Артур Кларк приводит таблицу наиболее значительных научных открытий за последние 150 лет и делает попытку предсказать будущее человечества, в первую очередь грядущие достижения науки до 2100 года.

Конечно, многие предположения Кларка кажутся чересчур смелыми. Но не лишне вспомнить одну закономерность, общую для всех предсказаний такого рода. Она состоит в том, что жизнь всегда была стремительней самых смелых прогнозов, опережала их на годы, а иногда и на века.

Кстати, одним из ближайших прогнозов Артура Кларка было предположение о времени первого полета человека в космос. В 1947 году Кларк считал, что такой полет может состояться не ранее 1970 года. Сегодня мы знаем, что он ошибся почти на десять лет - космический корабль «Восток» с гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на борту стартовал 12 апреля 1961 года.

Наука проникает сегодня буквально во все сферы нашей жизни, так или иначе касается каждого человека, чем бы он ни занимался. Она перестала быть делом отдельных ученых. В науке и в сфере, непосредственно ее обслуживающей, занято огромное количество людей. Их число будет непрерывно расти по мере того, как механизация и автоматизация будут высвобождать все новых работников умственного труда. Уже сейчас существуют огромные научно-исследовательские комплексы, целые города науки, подобные Новосибирскому Академгородку или Объединенному Институту ядерных исследований в Дубне.

Научные проблемы все сильнее занимают современного человека. Наиболее наглядный пример тому - интерес к исследованиям космоса. Много ли людей на земле, которые остаются равнодушными к сообщениям о новых успехах в области космонавтики? Непрерывно растущий интерес к науке, ее проблемам и перспективам, укрепляющаяся вера в ее всемогущество не могли не найти своего отражения в особом жанре искусства - жанре научной фантастики, родившемся еще в далеком прошлом, наиболее значительным представителем которого был Жюль Берн. Научная фантастика стала стремительно развиваться, завоевывая все новых поклонников среди представителей самых различных профессий. Наибольшее распространение этот жанр получил в литературе, где научные гипотезы опоэтизированы и изложение их вписано в занимательный сюжет. Основная часть произведений научной фантастики устремлена в будущее, в мир завтрашнего дня и смелых дерзаний, реализация которых, в первую очередь, связана с прогрессом науки.
Среди многочисленных проблем настоящего и будущего наиболее популярной является проблема изучения и освоения космоса. Это закономерно, ибо космос представляет собой перекресток всех земных наук; именно здесь перед человечеством открывается грандиозное поле деятельности - Вселенная.

В изобразительном искусстве эта тема нашла свое выражение в произведениях двух авторов, работающих в творческом содружестве: летчика-космонавта Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова.

Это вполне понятно. Ведь Алексей Леонов, шагнувший за борт своего корабля, первым увидел нашу Землю, космическое пространство, не ограниченное иллюминатором.

Андрей Соколов - художник-фантаст, чье творчество уже более 10 лет целиком посвящено теме космоса, - работает, консультируясь с учеными, опираясь на научные гипотезы.

В своих работах А. Леонов и А. Соколов стремятся возможно полнее охватить комплекс проблем, стоящих перед человеком на его пути во Вселенную, начиная с сегодняшних, уже во многом решенных, и кончая задачами очень далекого будущего.

В таком широком диапазоне степень научной обоснованности их отдельных работ, естественно, различна. Если картины А. Леонова, созданные под впечатлением его полета и выхода в космос, практически документальны, а работы обоих авторов (как совместные, так и самостоятельные), рассказывающие о недалеком будущем - освоении околоземного пространства и Луны, - в значительной степени обоснованы всей суммой научных знаний человечества, то в случае более далекой перспективы основанием для картины служат проблематичные, часто достаточно «безумные» гипотезы астрофизики и космонавтики. Следует сказать о том, что характерно для советской «космической» фантастики вообще и для творчества А. Леонова и А. Соколова в частности. Отправным положением является убежденность, что космос будет мирным. Советский человек придет во Вселенную как исследователь, строитель, но не как завоеватель. В отличие от многих зарубежных фантастов А. Леонов и А. Соколов в своих работах показывают встречи с инопланетными обитателями не как драматический конфликт, несущий гибель цивилизации. Человек никогда не использует свое могущество для создания космических катастроф: в космосе он ищет встречи с братьями по разуму, может быть очень непохожими на нас, возможно далеко не всегда понятными. Космическая живопись специфична. Время действия, как правило, - будущее, место действия - мир, в большинстве случаев труднодоступный, непривычный, предельно чуждый нам. Человек в этом мире не виден: он укрыт оболочкой скафандра, спрятан в кабине космического корабля. А подчас присутствие человека здесь вообще невозможно. Тогда на помощь приходят автоматы, радиоволны, луч лазера - словом, весь арсенал разнообразной и могущественной техники, сегодняшней и будущей.

Основное орудие познания - человеческая мысль. Реальность мечты о далеких мирах основывается прежде всего на твердой уверенности в безграничном могуществе разума. Ведь именно с мысли начинается все, что мы создаем, чего достигаем. Главным героем полотен художников остается человек и овеществленная человеческая мысль.

Одна из задач А. Леонова и А. Соколова - подробно рассказать об обстановке, месте действия, сообщить зрителю максимум информации о космосе. Ведь пока очень немногие смогли взглянуть на нашу Землю со стороны, своими глазами увидеть необъятные голубые просторы нашей планеты, яркие радужные ореолы вечерних и утренних «зорь». Поэтому «космический» пейзаж ценен в первую очередь своей достоверностью, объективностью, подробностью. А в тех случаях, когда речь идет о мирах, которые глаз человеческий еще никогда не видел, представление о которых построено на основе научных данных, часто непрямых, а косвенных, на основе гипотез, - особенно важна сила художественного воображения. Именно поэтому А. Леонов и А. Соколов, уделяя большое внимание общей композиции и цветовому решению своих работ, бережно относятся и к деталям.

Если в «земном» пейзаже художник может в ряде случаев ограничиться намеком, условностью, может недоговорить - ведь многое зрителю доскажет его опыт, память, - то для «космического» пейзажа опыт и память бессильны.

Сюжеты своих работ художники выбирают таким образом, что возникает последовательный рассказ об освоении космоса, начинающийся с наших дней и постепенно уходящий в далекое будущее. По сюжетам все картины, вошедшие в этот альбом, можно условно, конечно, разделить на две части: сегодня и завтра космической эры.


РЕАЛЬНОСТЬ

Галерея 1:
Реальность
Раздел, посвященный сегодняшнему дню, открывается изображением старта легендарного «Востока». Авторы подробно, по этапам, показывают, как происходили старт, полет, посадка космического корабля.

Особенно интересны в этом разделе рисунки А. Леонова, сделанные им во время и после полета на корабле «Восход-2». 
 

За краем шлюза корабля внизу видна наша Земля («Земля голубая»). Сквозь голубую дымку атмосферы смутно угадываются очертания материка, реки, горы, белые хлопья облаков с четкими тенями от них. Вдали, на горизонте - редкое, пока еще не нашедшее научного объяснения явление, которое впервые наблюдал ученый-космонавт К. Феоктистов,- голубой ореол земной атмосферы, разделившийся на три четко разграниченных слоя яркости.
Не менее интересен пейзаж «Космическая заря». Кончается космическая ночь. Скоро взойдет солнце. И вот засверкала в глубокой черноте Вселенной, над темной, лишь кое-где расцвеченной потухающими кострами ночных городов Землей, ослепительная радуга - засветилась земная атмосфера.
Другая работа А. Леонова показывает довольно интересное явление: над радужным ореолом возникла широкая бледно-голубая полоса. Звезды, ослепительно белые на черном бархате космического неба, сквозь эту полосу кажутся кроваво-красными. Эскиз к картине «Восход солнца в космосе» был сделан во время полета на страницах бортжурнала. Солнце над горизонтом. Необычно четкими, контрастными стали цветовые переходы радужного ореола. Ночная сторона Земли на этой картине не черная: освещенная Луной, она слабо светится серебристым цветом. А над солнцем возник своеобразный «кокошник» из солнечных лучей.

Картина «Над Черным морем» А. Леонова является, по существу, «космическим» автопортретом. Ведь Леонов первым в истории человечества вышел из корабля «Восход-2» в космос над Черным морем. Таким оно и осталось в памяти космонавта-художника - огромным и в то же время доступным для обзора от края и до края. Четко видны берега. Крымский полуостров, горные цепи Кавказа, дымка облаков, тени от них. Цвет воды, гор, зелени - тот же, что и на Земле, но он значительно смягчен голубовато-белесой дымкой атмосферы. На картине, по словам Леонова, он смягчен даже чуть больше, чем в натуре. Благодаря этому фигура одетого в ослепительно белый скафандр космонавта четко отделилась от огромной глубины фона, отчетливо вышла на передний план.
 
 
Одному из недавних достижений науки посвящена совместная работа А. Леонова и А. Соколова «Цветок Луны». Действительно, чудесным жемчужным цветком кажется автоматическая станция «Луна-9», лежащая на бурой, изрытой поверхности, теплый тон которой подчеркнут холодным голубым рефлексом от света нашей Земли на теневой стороне автоматической станции.

Сравнительно недавно завершился многомесячный полет автоматической станции «Венера-4». Полученные данные позволили художникам создать убедительные картины этого замечательного перелета. На фоне оранжевого венерианского неба - раскрытый купол парашюта, под ним темный обгорелый шар. Ураганные ветры вытянули в полосы темные облака на небе. А внизу, уже близко, - мрачные, черно-фиолетовые скалы (А. Соколов. «Венера-4» ведет радиопередачу»).


ФАНТАСТИКА

Галерея 2:
Луна
Весь «Лунный» цикл - это, по существу, изображение от начала до конца проблем полета человека на Луну. Закончены первые исследования Луны, и специальный разведочный корабль с космонавтами стартует с ее поверхности. Внизу скалы стены гигантского лунного цирка - кратера Коперника.
Капсула выйдет на селеноцентрическую орбиту, сблизится с ожидающим ее кораблем. Внизу - знакомый по фотографиям, лунным картам участок поверхности планеты. А над ней космонавты переходят из капсулы в корабль, который доставит их к Земле. Фон картины умышленно лишен характерных для Луны контрастов света и тени. Благодаря этому удался эффект глубины, стыкующиеся корабли четко вышли на передний план (А. Соколов. «Над Луной. Стыковка ракеты с космическим кораблем»).

Сегодня космос, увиденный человеком, расширился еще больше. На поверхность Луны, которую впервые «рассмотрела» советская автоматическая станция «Луна-9», ступили американские космонавты. Человеческое познание обогатилось новыми бесценными фактами. И это лишь первые шаги человека по великой звездной дороге. А художники получили новый, интересный своей достоверностью материал для будущих произведений. 
 

Не менее убедительна, чем «Лунная», другая серия рисунков - «Строители». Место действия - околоземное пространство, то самое, в котором побывал и которое изобразил А. Леонов. В космосе строят крупный обитаемый спутник-лабораторию люди земных профессий: электросварщики, монтажники (А. Леонов, А. Соколов. «Космические шоферы», «Космические монтажники», «Космические сварщики»).
Осуществление автоматической стыковки искусственных спутников «Космос-186» и «Космос-188» дало художникам новую тему - сборку крупной орбитальной станции, производимую автоматически, сборку, за которой «космический монтажник» только наблюдает (А. Леонов, А. Соколов. «Автоматическая сборка орбитальной станции»).

Важнейшим шагом на пути во Вселенную была стыковка, осуществленная кораблями «Союз-4» и «Союз-5». В этом эксперименте намечен один из наиболее вероятных путей полета к дальним планетам - создание на околоземной орбите больших обитаемых станций, на которых межпланетные лайнеры смогут пополнить запасы топлива, произвести необходимый ремонт, а возможно, эти станции явятся своеобразной верфью для создания новых кораблей и ракетоносителей на орбите. Поэтому уже на данном этапе освоения космоса возникает необходимость решения ряда технических проблем, связанных с обслуживанием космических кораблей. Все это предполагает разработку соединения различных деталей как посредством разъемных механических устройств, так и посредством сварки. В соответствии с планом научно-исследовательских работ на корабле «Союз-6» была впервые в мире осуществлена сварка металлов в условиях космического пространства. Вполне вероятно, что эти новые достижения науки и техники лягут в основу еще одной картины: «Космические кораблестроители». Учитывая профессию А. Леонова, можно полагать, что изображение закладки корабля на «орбитальной верфи» будет выполнено им с натуры. 
 

После разведчиков на Луну, возможно, придут строители. И вероятно, первыми из них будут геодезисты, наверное их назовут «селенодезистами». На скале над простором равнины - двое. Яркий красный фонарь, видимый при отсутствии атмосферы на десятки километров, заменяет им традиционную рейку земных геодезистов. Падающий сзади, прямо от зрителя, солнечный свет обесцветил бурую поверхность лунных скал и равнин: сейчас они кажутся серебристо-серыми. А на горизонте - гигантский голубой купол - наша Земля. Она ведь почти неподвижна на лунном небе. Видимая с этой точки Луны поверхность нашей планеты - полусфера, Земля будет казаться такой всегда, как неизменная деталь пейзажа (А. Леонов. «Селенодезисты»).

Возможно, в будущем на Луне поселятся люди. Будут строиться города. На поверхности Луны человека, даже защищенного специальными сооружениями, подстерегает много опасностей: здесь и метеоритные дожди, и солнечная радиация, и огромные перепады температур. А на глубине лишь в несколько метров все эти враждебные человеку силы не страшны. Строительство лунного города будет по сути дела рытьем огромной шахты. На рисунке мощные отвалы извлеченных пород переливаются красно-фиолетовым цветом. Они как бы подчеркивают ослепительное серебристое сияние освещенной солнцем поверхности. Широкая панорама строительной площадки: вагонетки подвесной дороги, пульты управления, фермы грузовых ракет, - и над всем этим черное лунное небо, усеянное звездами. Во всем пейзаже что-то неземное, далекое, чужое. И все-таки чувства отчужденности, оторванности от Земли не возникает. Ведь это стройка, созидание, как дома, на Земле (А. Леонов, А. Соколов. «Строительство Лунограда»). 
 

Пейзаж Луны довольно однообразен, и большая серия рисунков легко может оказаться скучной, монотонной по цвету. Но художники находят выход в комбинации различных видов освещения: это или прямой солнечный свет, или голубой свет нашей Земли, или комбинируются оба вида. Иногда бело-голубое пламя стартующих с Луны ракет расчерчивает поверхность планеты черно-фиолетовыми тенями. 
И в картине строительства электростанции желто-белый свет многочисленных прожекторов хорошо сочетается с теплыми фиолетовыми тонами лунной поверхности и сине-сиреневыми бликами от света Земли (А. Леонов, А. Соколов. «Строительство лунной электростанции»).
Скалы выглядят в свете извергающейся лавы то огненно-красными, то почти оранжевыми, то темно-вишневыми с черными провалами теней. Яркими, сверкающими елочными игрушками кажутся в темном хаосе разведочный вездеход и выгруженная им автоматическая разведочная станция (А. Леонов, А. Соколов. «Лунный вулкан»).

На Луне нет атмосферы, поэтому главным видом транспорта для быстрого сообщения между отдельными лунными центрами-городами, вероятно, будет ракета. Непривычны ее очертания для земного глаза: нагромождения конструкций, необтекаемая форма. Максимум полезного груза, минимум веса сооружения. Назначение подобных кораблей - не только полеты в околоземном и окололунном пространстве, но и полеты к другим планетам. Грозно и величественно выглядит на картине его старт. Раскаленные реактивные струи двигателей испарят часть вещества лунной поверхности, взметнут клубы газов высоко над стартовой площадкой. Сила и мощь - это, пожалуй, главная мысль, выраженная в работе А. Соколова «Старт с Луны». Рисунок почти монохромный, общий тон его целиком подчинен цвету голубого пламени двигателей стартующей ракеты.
 

Невероятно тяжелые и в то же время почти ни на что не опирающиеся скалы лунных гор и пещер в картине А. Соколова «Здравствуй, Земля!» кажутся легкими и создают реальное ощущение малой силы тяжести, почти невесомости.
Лирична картина А. Соколова «Им светит Земля». Человек всегда останется человеком, со всем сложным комплексом чувств. И, кто знает, может быть на Луне влюбленные также будут совершать ночные прогулки при свете нашей Земли.


Галерея 3:
Планеты
Все глубже во Вселенную будет проникать человек. Марс. Планета загадочных каналов, песчаных просторов, ледяных шапок полюсов. Темно-фиолетовое небо, оранжевые пески пустынь. Далекое, холодное солнце встает над горизонтом. Возможна ли тут органическая жизнь? И какая она? Может быть, вот так, скрутившись в своеобразные колонны-коконы, пережидают холодную ночь марсианские «деревья», неподвижные, ледяные. Но вот взошло солнце, и ожили, раскрылись веером «листья». Ловя скудные солнечные лучи, «деревья», подобно антеннам радиолокаторов, поворачиваются на «корнях-шарнирах» (А. Леонов, А. Соколов. «Утро Марса» и «Полдень Марса»).

Венера... Среди всех планет Солнечной системы она наиболее близка к нашей Земле по размеру, силе тяжести. И расстояние до нее минимально по сравнению с другими планетами - 40 миллионов километров. До недавнего времени ученые знали о ней очень немногое: ведь ее поверхность всегда скрыта плотным слоем облаков. Предполагалось, что там жарко - 400 и даже 600 градусов тепла, угадывалась активная вулканическая деятельность. 
 

Такой представлял ее себе А. Соколов в картине «Венера раскаленная». Огненное небо в полосах стремительно несущихся туч. Растрескавшаяся корка сожженной поверхности планеты. Причудливые, оплывшие от жара груды пород. Грозный, неведомый, чужой мир. И в нем - вездеход, бесстрашно пробирающийся среди раскаленных глыб.

Информация о Венере, полученная автоматической станцией «Венера-4», значительно расширила человеческие знания об этой загадочной планете. На основе новых научных данных выполнена картина А. Соколова «Венера. Посадка грузовой ракеты». На Венере луч света значительно искривляется. Поэтому наблюдатель, находящийся на поверхности планеты, не увидит линии горизонта, его взору представится огромная чаша, на дне которой он находится. Верхние края чаши как бы растворяются в плотной бурной атмосфере. Для доставки грузов на Венеру будет, вероятно, использоваться парашют в сочетании с тормозными и стабилизирующими реактивными двигателями. Может быть, вот в таких ракетах-контейнерах космонавтам будет доставляться все необходимое для жизни и работы на поверхности планеты. 
 

Плутон - самая дальняя окраина нашей Солнечной системы. О нем известно очень немногое, он слишком далек и от Земли, и от Солнца. С уверенностью можно сказать лишь одно: там царит вечный холод и мрак. Многие газы сжижены, а вода, если она есть, превратилась в твердые, как сталь, иглы-скалы. Но человек побывает и на Плутоне.
С берега залива в глубь океана, состоящего из слабо светящегося сжиженного газа, отправился в путь специальный «шагающий» вездеход. А над ним в темном небе возник мираж - зеркальное, слегка сплющенное отражение поверхности планеты. Эта картина «Вездеход отправляется в путь» особенно интересна по композиции. Очертания залива кажутся крыльями гигантской желто-оранжевой бабочки, раскинутыми на сине-фиолетовом фоне берега и неба.


Галерея 4:
Звезды и галактики
Чтобы достигнуть даже ближайших звезд, человеку предстоит создать гигантские фотонные корабли, использовать невиданные мощности. Построить такой космический корабль на Земле или на другой крупной планете вряд ли возможно. Может быть, строительной площадкой станет одна из малых планет-астероидов? Но такая планета-завод будет существовать лишь до старта фотонного гиганта. Струя света - энергии невероятной концентрации - превратит скалистый островок астероида в маленькую, недолговечную звезду, в клубок раскаленных, ярко светящихся газов, в облако плазмы (А. Соколов. «Старт с астероида фотонного звездолета»).
 
Нелегок путь к звездам. Много еще неведомых опасностей подстерегает человека в космосе. На далекой холодной и безжизненной планете, подобной нашей Луне, космическую экспедицию настигло излучение огромной мощности. Гибель всего живого неминуема. Но последний из оставшихся в живых космонавт верил, что человек придет сюда опять. И он шел, а потом полз вперед, навстречу смертельной опасности, чтобы отметить предупреждающим о радиации сигналом эпицентр излучения, чтобы предупредить людей, которые придут сюда, может быть, через столетия. Сочетание оранжевых и фиолетовых цветов картины, напряженная композиция подчеркивают драматизм встречи через столетие, встречи астронавтов далекого будущего с их предком-героем (А. Соколов. «Через сто лет...»).

Удивительные миры неведомых планет. Странные, непохожие на наше солнца светят им. Иногда бывает одновременно несколько солнц. Тогда белковая жизнь почти невозможна - слишком значительными будут колебания температур, скачки солнечной радиации. Но природа изобретательна. Может быть, она создала тут жизнь на кремниевой основе, жизнь в виде различных форм кристаллов... 
 

Медленно уходит за горизонт гигантское солнце. Оно очень красиво: огненно-красное в золотистых прожилках. А навстречу ему поднимается целый лес кристаллических «деревьев» с четкими сверкающими «листьями»-гранями (А. Соколов. На планете двойной звезды. Красный вечер»).
Красный вечер на планете двойной звезды сменило изумрудное утро. Взошло второе, бело-голубое солнце. В его лучах засверкали, зазеленели грани кристаллической «травы». Для разведывательной автоматической станции времена «суток», сочетания солнц будут непрерывно меняться самым причудливым образом (А. Соколов. «Изумрудное утро»).
Полдень. На небе планеты два солнца. Совместный свет их порождает целый каскад теплых желто-зеленых цветов. Переливаются в их лучах причудливые образования - грозди гигантских полупрозрачных пузырей, появляющихся на поверхности «океана» и твердеющих в «воздухе». Они особенно красивы на фоне аметистового неба (А. Соколов. «Зеленый полдень»).


Огромное голубое солнце. Оно во много раз больше, ярче, горячее нашего. Порожденные его могучим излучением, бушуют на планетах этой системы электромагнитные бури, бродят по океанам светящиеся в перенасыщенной электричеством атмосфере смерчи. Автоматическая станция, заброшенная в этот мир с космического корабля, окружена защитным полем. Само по себе поле невидимо, но под ударами молний оно обрисовывается, высвечивается, становится реальным, видимым. Нет сомнения, что в единоборстве с грозными силами природы победит человек (А. Соколов. «Посадка на планету голубого солнца»).
 

Чужая жизнь! В густом влажном воздухе под зеленоватым небом далекой планеты - причудливые формы. Растения? Животные? Наполненные легким газом - аналогом нашего земного болотного газа, - они, подобно аэростатам, неподвижно висят над «водой», удерживаемые своими «корнями»-тросами (А. Соколов. «Жизнь внеземная»). В случае опасности эти организмы мгновенно втянутся, спрячутся под «воду». Сейчас они неподвижны и как будто безопасны. Но это только пока не наступит вечер. Вот он наступает в оранжевых сумерках. И организмы ожили. Пузырьки легкого газа подняли высоко в воздух целую паутину из крепких подвижных нитей-щупалец. Горе той неосторожной «птице», которая рискнет к ним приблизиться. Мгновенное, неуловимое движение - и она в плену (А. Соколов. «Жизнь далекой планеты»).

 
Вселенная бесконечно протяженна не только в пространстве, но и во времени. Сейчас можно предполагать, что «рождение» Вселенной, первый взрыв, продолжающийся и сейчас, произошел 10-15 миллиардов лет назад. Фиолетовая вспышка ядерного взрыва. Разлетается, расплескивается во все стороны материя «ядерной капли». Струи излучения гигантской мощности пересекают пространство во всех направлениях. И где-то в безмерной дали вспышки других сверхвзрывов (А. Соколов. «Рождение Вселенной»).

Продвижению человечества в космос природа как бы поставила предел - скорость света. Ни один космический корабль, какой бы мощностью ни обладали его двигатели, эту скорость преодолеть не может. А космические расстояния огромны: от ближайшей звезды свет к нам идет более четырех тысяч лет. Но может быть, прямая линия, соединяющая две точки пространства, линия светового луча, не есть кратчайшее расстояние? Ведь в системе пространство-время по крайней мере четыре измерения. И может быть, можно найти более короткие пути к звездам?
 

На картине гигантская спираль галактики осталась позади. Она непривычного красного цвета - ведь мы удаляемся от нее с огромной скоростью, сказывается эффект Допплера. Снизу картина пересечена наклонной полосой своеобразного «тоннеля» кратчайшего расстояния, найденного (или построенного?) человеком в пространстве. И в этом тоннеле движется со сверхсветовой скоростью, практически вне нашего времени и пространства, собственно даже не космический корабль, а сгусток частиц, - человек зондирует далекие миры (А. Соколов. «Вне времени»).

Пожалуй, самой увлекательной задачей, стоящей перед исследующим космос человечеством, является поиск чужой, внеземной цивилизации. Сейчас невозможно даже приблизительно предсказать, кто они, как произойдет наша встреча с ними или как мы вступим в радио-телеконтакт. Об облике носителей внеземного разума много спорят - одни считают, что они будут очень похожи на людей Земли, другие не согласны с этим. Вряд ли сегодня возможно убедительно изобразить разумные существа иных миров. Поэтому зрительно наш первый контакт представляется как встреча людей с сооружениями - созданиями внеземной цивилизации, творениями «ума» и «рук» разумных существ. 
 

Совершила посадку разведочная ракета, застыла на телескопических опорах. Огни ее прожекторов залили теплым «земным» светом ближайшие скалы. А впереди, в глубине картины, слабо светится голубоватый, призрачный город, странный, как бы текущий по скалам, - город чужой цивилизации. Еще несколько минут - и произойдет великое - встреча братьев по разуму (А. Соколов. «На пороге»).
 
Несколько слов о том, как создавался этот альбом.

В процессе работы А. Леонову и А. Соколову пришлось не раз дополнять и переделывать некоторые из картин, посвященных автоматической стыковке, полету автоматической станции «Венера-4», многие полотна «Лунной» серии. Основанием для этого явились новые успехи науки в изучении космоса. И, бесспорно, ближайшее будущее даст авторам еще очень много материала для рисунков космического цикла. Хочется верить, что наше поколение станет свидетелем того, как будут с натуры написаны первые пейзажи Луны, Марса, Венеры...

Н. МАЛАХОВ



(c) Юрий Морозевич, Москва, 2001-2007
Hosted by uCoz