|
|
|
Человечество не останется
вечно на Земле,
но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а потом завоюет все околосолнечное пространство. К. Э. Циолковский
Но пришло время, когда отдельные капли знаний слились в могучую реку науки, - наступил двадцатый век. Спираль познания с каждым витком раскручивается все стремительнее. Еще несколько веков назад необходимо было не менее ста лет, чтобы удвоилась сумма человеческих сведений о мире. В наше время это происходит всего за 10-15 лет. И этот срок продолжает сокращаться! В книге «Черты будущего» известный английский ученый, писатель-фантаст Артур Кларк приводит таблицу наиболее значительных научных открытий за последние 150 лет и делает попытку предсказать будущее человечества, в первую очередь грядущие достижения науки до 2100 года. Конечно, многие предположения Кларка кажутся чересчур смелыми. Но не лишне вспомнить одну закономерность, общую для всех предсказаний такого рода. Она состоит в том, что жизнь всегда была стремительней самых смелых прогнозов, опережала их на годы, а иногда и на века. Кстати, одним из ближайших прогнозов Артура Кларка было предположение о времени первого полета человека в космос. В 1947 году Кларк считал, что такой полет может состояться не ранее 1970 года. Сегодня мы знаем, что он ошибся почти на десять лет - космический корабль «Восток» с гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на борту стартовал 12 апреля 1961 года. Наука проникает сегодня буквально во все сферы нашей жизни, так или иначе касается каждого человека, чем бы он ни занимался. Она перестала быть делом отдельных ученых. В науке и в сфере, непосредственно ее обслуживающей, занято огромное количество людей. Их число будет непрерывно расти по мере того, как механизация и автоматизация будут высвобождать все новых работников умственного труда. Уже сейчас существуют огромные научно-исследовательские комплексы, целые города науки, подобные Новосибирскому Академгородку или Объединенному Институту ядерных исследований в Дубне. Научные проблемы все сильнее занимают современного человека. Наиболее
наглядный пример тому - интерес к исследованиям космоса. Много ли людей
на земле, которые остаются равнодушными к сообщениям о новых успехах в
области космонавтики? Непрерывно растущий интерес к науке, ее проблемам
и перспективам, укрепляющаяся вера в ее всемогущество не могли не найти
своего отражения в особом жанре искусства - жанре научной фантастики, родившемся
еще в далеком прошлом, наиболее значительным представителем которого был
Жюль Берн. Научная фантастика стала стремительно развиваться, завоевывая
все новых поклонников среди представителей самых различных профессий. Наибольшее
распространение этот жанр получил в литературе, где научные гипотезы опоэтизированы
и изложение их вписано в занимательный сюжет. Основная часть произведений
научной фантастики устремлена в будущее, в мир завтрашнего дня и смелых
дерзаний, реализация которых, в первую очередь, связана с прогрессом науки.
В изобразительном искусстве эта тема нашла свое выражение в произведениях двух авторов, работающих в творческом содружестве: летчика-космонавта Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова. Это вполне понятно. Ведь Алексей Леонов, шагнувший за борт своего корабля, первым увидел нашу Землю, космическое пространство, не ограниченное иллюминатором. Андрей Соколов - художник-фантаст, чье творчество уже более 10 лет целиком посвящено теме космоса, - работает, консультируясь с учеными, опираясь на научные гипотезы. В своих работах А. Леонов и А. Соколов стремятся возможно полнее охватить комплекс проблем, стоящих перед человеком на его пути во Вселенную, начиная с сегодняшних, уже во многом решенных, и кончая задачами очень далекого будущего. В таком широком диапазоне степень научной обоснованности их отдельных работ, естественно, различна. Если картины А. Леонова, созданные под впечатлением его полета и выхода в космос, практически документальны, а работы обоих авторов (как совместные, так и самостоятельные), рассказывающие о недалеком будущем - освоении околоземного пространства и Луны, - в значительной степени обоснованы всей суммой научных знаний человечества, то в случае более далекой перспективы основанием для картины служат проблематичные, часто достаточно «безумные» гипотезы астрофизики и космонавтики. Следует сказать о том, что характерно для советской «космической» фантастики вообще и для творчества А. Леонова и А. Соколова в частности. Отправным положением является убежденность, что космос будет мирным. Советский человек придет во Вселенную как исследователь, строитель, но не как завоеватель. В отличие от многих зарубежных фантастов А. Леонов и А. Соколов в своих работах показывают встречи с инопланетными обитателями не как драматический конфликт, несущий гибель цивилизации. Человек никогда не использует свое могущество для создания космических катастроф: в космосе он ищет встречи с братьями по разуму, может быть очень непохожими на нас, возможно далеко не всегда понятными. Космическая живопись специфична. Время действия, как правило, - будущее, место действия - мир, в большинстве случаев труднодоступный, непривычный, предельно чуждый нам. Человек в этом мире не виден: он укрыт оболочкой скафандра, спрятан в кабине космического корабля. А подчас присутствие человека здесь вообще невозможно. Тогда на помощь приходят автоматы, радиоволны, луч лазера - словом, весь арсенал разнообразной и могущественной техники, сегодняшней и будущей. Основное орудие познания - человеческая мысль. Реальность мечты о далеких мирах основывается прежде всего на твердой уверенности в безграничном могуществе разума. Ведь именно с мысли начинается все, что мы создаем, чего достигаем. Главным героем полотен художников остается человек и овеществленная человеческая мысль. Одна из задач А. Леонова и А. Соколова - подробно рассказать об обстановке, месте действия, сообщить зрителю максимум информации о космосе. Ведь пока очень немногие смогли взглянуть на нашу Землю со стороны, своими глазами увидеть необъятные голубые просторы нашей планеты, яркие радужные ореолы вечерних и утренних «зорь». Поэтому «космический» пейзаж ценен в первую очередь своей достоверностью, объективностью, подробностью. А в тех случаях, когда речь идет о мирах, которые глаз человеческий еще никогда не видел, представление о которых построено на основе научных данных, часто непрямых, а косвенных, на основе гипотез, - особенно важна сила художественного воображения. Именно поэтому А. Леонов и А. Соколов, уделяя большое внимание общей композиции и цветовому решению своих работ, бережно относятся и к деталям. Если в «земном» пейзаже художник может в ряде случаев ограничиться намеком, условностью, может недоговорить - ведь многое зрителю доскажет его опыт, память, - то для «космического» пейзажа опыт и память бессильны. Сюжеты своих работ художники выбирают таким образом, что возникает последовательный рассказ об освоении космоса, начинающийся с наших дней и постепенно уходящий в далекое будущее. По сюжетам все картины, вошедшие в этот альбом, можно условно, конечно, разделить на две части: сегодня и завтра космической эры. |
Галерея 1: Реальность |
Особенно интересны в этом разделе рисунки А. Леонова, сделанные им во
время и после полета на корабле «Восход-2».
Картина «Над Черным морем» А. Леонова является, по существу, «космическим» автопортретом. Ведь Леонов первым в истории человечества вышел из корабля «Восход-2» в космос над Черным морем. Таким оно и осталось в памяти космонавта-художника - огромным и в то же время доступным для обзора от края и до края. Четко видны берега. Крымский полуостров, горные цепи Кавказа, дымка облаков, тени от них. Цвет воды, гор, зелени - тот же, что и на Земле, но он значительно смягчен голубовато-белесой дымкой атмосферы. На картине, по словам Леонова, он смягчен даже чуть больше, чем в натуре. Благодаря этому фигура одетого в ослепительно белый скафандр космонавта четко отделилась от огромной глубины фона, отчетливо вышла на передний план.
Сравнительно недавно завершился многомесячный полет автоматической станции «Венера-4». Полученные данные позволили художникам создать убедительные картины этого замечательного перелета. На фоне оранжевого венерианского неба - раскрытый купол парашюта, под ним темный обгорелый шар. Ураганные ветры вытянули в полосы темные облака на небе. А внизу, уже близко, - мрачные, черно-фиолетовые скалы (А. Соколов. «Венера-4» ведет радиопередачу»). |
Галерея 2: Луна |
Сегодня космос, увиденный человеком, расширился еще больше. На поверхность
Луны, которую впервые «рассмотрела» советская автоматическая станция «Луна-9»,
ступили американские космонавты. Человеческое познание обогатилось новыми
бесценными фактами. И это лишь первые шаги человека по великой звездной
дороге. А художники получили новый, интересный своей достоверностью материал
для будущих произведений.
Важнейшим шагом на пути во Вселенную была стыковка, осуществленная кораблями
«Союз-4» и «Союз-5». В этом эксперименте намечен один из наиболее вероятных
путей полета к дальним планетам - создание на околоземной орбите больших
обитаемых станций, на которых межпланетные лайнеры смогут пополнить запасы
топлива, произвести необходимый ремонт, а возможно, эти станции явятся
своеобразной верфью для создания новых кораблей и ракетоносителей на орбите.
Поэтому уже на данном этапе освоения космоса возникает необходимость решения
ряда технических проблем, связанных с обслуживанием космических кораблей.
Все это предполагает разработку соединения различных деталей как посредством
разъемных механических устройств, так и посредством сварки. В соответствии
с планом научно-исследовательских работ на корабле «Союз-6» была впервые
в мире осуществлена сварка металлов в условиях космического пространства.
Вполне вероятно, что эти новые достижения науки и техники лягут в основу
еще одной картины: «Космические кораблестроители». Учитывая профессию А.
Леонова, можно полагать, что изображение закладки корабля на «орбитальной
верфи» будет выполнено им с натуры.
Возможно,
в будущем на Луне поселятся люди. Будут строиться города. На поверхности
Луны человека, даже защищенного специальными сооружениями, подстерегает
много опасностей: здесь и метеоритные дожди, и солнечная радиация, и огромные
перепады температур. А на глубине лишь в несколько метров все эти враждебные
человеку силы не страшны. Строительство лунного города будет по сути дела
рытьем огромной шахты. На рисунке мощные отвалы извлеченных пород переливаются
красно-фиолетовым цветом. Они как бы подчеркивают ослепительное серебристое
сияние освещенной солнцем поверхности. Широкая панорама строительной площадки:
вагонетки подвесной дороги, пульты управления, фермы грузовых ракет, -
и над всем этим черное лунное небо, усеянное звездами. Во всем пейзаже
что-то неземное, далекое, чужое. И все-таки чувства отчужденности, оторванности
от Земли не возникает. Ведь это стройка, созидание, как дома, на Земле
(А. Леонов, А. Соколов. «Строительство Лунограда»).
На
Луне нет атмосферы, поэтому главным видом транспорта для быстрого сообщения
между отдельными лунными центрами-городами, вероятно, будет ракета. Непривычны
ее очертания для земного глаза: нагромождения конструкций, необтекаемая
форма. Максимум полезного груза, минимум веса сооружения. Назначение подобных
кораблей - не только полеты в околоземном и окололунном пространстве, но
и полеты к другим планетам. Грозно и величественно выглядит на картине
его старт. Раскаленные реактивные струи двигателей испарят часть вещества
лунной поверхности, взметнут клубы газов высоко над стартовой площадкой.
Сила и мощь - это, пожалуй, главная мысль, выраженная в работе А. Соколова
«Старт с Луны». Рисунок почти монохромный, общий тон его целиком подчинен
цвету голубого пламени двигателей стартующей ракеты.
|
Галерея 3: Планеты |
Венера... Среди всех планет Солнечной системы она наиболее близка к
нашей Земле по размеру, силе тяжести. И расстояние до нее минимально по
сравнению с другими планетами - 40 миллионов километров. До недавнего времени
ученые знали о ней очень немногое: ведь ее поверхность всегда скрыта плотным
слоем облаков. Предполагалось, что там жарко - 400 и даже 600 градусов
тепла, угадывалась активная вулканическая деятельность.
Информация
о Венере, полученная автоматической станцией «Венера-4», значительно расширила
человеческие знания об этой загадочной планете. На основе новых научных
данных выполнена картина А. Соколова «Венера. Посадка грузовой ракеты».
На Венере луч света значительно искривляется. Поэтому наблюдатель, находящийся
на поверхности планеты, не увидит линии горизонта, его взору представится
огромная чаша, на дне которой он находится. Верхние края чаши как бы растворяются
в плотной бурной атмосфере. Для доставки грузов на Венеру будет, вероятно,
использоваться парашют в сочетании с тормозными и стабилизирующими реактивными
двигателями. Может быть, вот в таких ракетах-контейнерах космонавтам будет
доставляться все необходимое для жизни и работы на поверхности планеты.
|
Галерея 4: Звезды и галактики |
Чтобы
достигнуть даже ближайших звезд, человеку предстоит создать гигантские
фотонные корабли, использовать невиданные мощности. Построить такой космический
корабль на Земле или на другой крупной планете вряд ли возможно. Может
быть, строительной площадкой станет одна из малых планет-астероидов? Но
такая планета-завод будет существовать лишь до старта фотонного гиганта.
Струя света - энергии невероятной концентрации - превратит скалистый островок
астероида в маленькую, недолговечную звезду, в клубок раскаленных, ярко
светящихся газов, в облако плазмы (А. Соколов. «Старт с астероида фотонного
звездолета»).
Удивительные миры неведомых планет. Странные, непохожие на наше солнца
светят им. Иногда бывает одновременно несколько солнц. Тогда белковая жизнь
почти невозможна - слишком значительными будут колебания температур, скачки
солнечной радиации. Но природа изобретательна. Может быть, она создала
тут жизнь на кремниевой основе, жизнь в виде различных форм кристаллов...
Продвижению человечества в космос природа как бы поставила предел -
скорость света. Ни один космический корабль, какой бы мощностью ни обладали
его двигатели, эту скорость преодолеть не может. А космические расстояния
огромны: от ближайшей звезды свет к нам идет более четырех тысяч лет. Но
может быть, прямая линия, соединяющая две точки пространства, линия светового
луча, не есть кратчайшее расстояние? Ведь в системе пространство-время
по крайней мере четыре измерения. И может быть, можно найти более короткие
пути к звездам?
Пожалуй, самой увлекательной задачей, стоящей перед исследующим космос
человечеством, является поиск чужой, внеземной цивилизации. Сейчас невозможно
даже приблизительно предсказать, кто они, как произойдет наша встреча с
ними или как мы вступим в радио-телеконтакт. Об облике носителей внеземного
разума много спорят - одни считают, что они будут очень похожи на людей
Земли, другие не согласны с этим. Вряд ли сегодня возможно убедительно
изобразить разумные существа иных миров. Поэтому зрительно наш первый контакт
представляется как встреча людей с сооружениями - созданиями внеземной
цивилизации, творениями «ума» и «рук» разумных существ.
|
В процессе работы А. Леонову и А. Соколову пришлось не раз дополнять и переделывать некоторые из картин, посвященных автоматической стыковке, полету автоматической станции «Венера-4», многие полотна «Лунной» серии. Основанием для этого явились новые успехи науки в изучении космоса. И, бесспорно, ближайшее будущее даст авторам еще очень много материала для рисунков космического цикла. Хочется верить, что наше поколение станет свидетелем того, как будут с натуры написаны первые пейзажи Луны, Марса, Венеры... Н. МАЛАХОВ
|
|