БиографияАльбомыОткрыткиДругие картины

 
 
АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ
После запуска нашей страной первых искусственных спутников Земли начался новый этап в развитии ракетно-космической техники — осуществление межпланетных полетов.

Полеты к ближайшим от Земли небесным телам — Луне и планетам Солнечной системы Венере и Марсу — являются задачей огромной научно-технической трудности. Достижение большинства объектов Солнечной системы требует значительных энергетических затрат и продолжительных сроков полета.

Проведение дополнительных операций, таких, как выведение космического аппарата на орбиту искусственного спутника исследуемой планеты, торможение для посадки на ее поверхность, разгон для обратного возвращения на Землю, приводит к дополнительным затратам энергии.

Помимо соображений чисто энергетического характера, должны учитываться, конечно, и соображения иного рода: условия освещенности Солнцем исследуемого небесного тела, необходимость осуществления в полете астроориентации и т. д. Для каждого космического полета, образно говоря, существует свое «окно», период времени, когда возможен запуск аппарата на расчетную траекторию. Так, при запуске спутника Земли на заранее выбранную орбиту «окно» появляется один раз в сутки. Если сегодня запуск не состоялся, его можно повторить завтра в тот же час и добиться вывода спутника на запланированную орбиту.

Для лунных стартов «окна» повторяются ежемесячно и бывают открытыми в течение нескольких дней. При запусках же космических аппаратов к ближайшим планетам «окна» открыты несколько недель, но повторяются они крайне редко.
Так, для Венеры интервал между «окнами» равен примерно 19 месяцам, а для Марса — 25 месяцам.

Естественно, что в будущем, с развитием ракетно-космической техники, появятся более «скоростные» межпланетные маршруты и значительно сократятся сроки между очередными «окнами» для межпланетных перелетов. А сейчас выбираются такие траектории, которые обеспечивают доставку к планете имеющимися ракетами максимально возможной полезной нагрузки, пусть даже с относительно «малой» пока скоростью.

Следовательно, для осуществления межпланетного перелета космического аппарата необходимо было решить такие принципиальные вопросы, как выбор оптимальных траекторий полета, создание высокоточных систем управления и ориентации, разработка надежных средств радиосвязи и многие другие.

В результате творческой работы ученых, конструкторов, инженеров и рабочих в нашей стране была создана многоступенчатая ракета, последняя ступень которой способна достигнуть второй космической скорости—11,2 километра в секунду, что обеспечивало возможность проведения межпланетных полетов. С помощью этой ракеты-носителя 2 января 1959 года в СССР был осуществлен первый запуск автоматической межпланетной станции (АМС) в сторону Луны.

Автоматические межпланетные станции предназначены для исследования небесных тел и для изучения межпланетного космического пространства. С этой целью они оснащаются соответствующей научной аппаратурой, информация которой передается с борта станции на Землю с помощью радио- или телевизионных систем.

Энергопитание бортовой аппаратуры АМС обычно осуществляется с помощью солнечных батарей. Некоторые станции в зависимости от поставленных перед ними задач имеют специальные аппараты для достижения поверхности других планет или для возвращения на Землю после выполнения программы запланированных исследований.

К настоящему времени в нашей стране осуществлено около сорока запусков автоматических межпланетных станций серий «Луна», «Венера», «Зонд» и «Марс». Остановимся подробнее на полетах этих станций и на полученных результатах.



СТАНЦИИ СЕРИИ "ЛУНА"
Автоматическая межпланетная станция «Луна-1», получившая в мировой печати название «Мечта», прошла в непосредственной близости от Луны на расстоянии около 6000 километров от ее поверхности. В дальнейшем станция вышла на орбиту спутника Солнца и стала первой искусственной планетой нашего дневного светила.
В результате полета «Луны-1» впервые было установлено отсутствие существенного магнитного поля Луны, получены новые сведения о радиационном поясе Земли и впервые зарегистрированы потоки ионизированной плазмы — «солнечного ветра».
12 сентября 1959 года в нашей стране был осуществлен запуск второй космической ракеты к Луне. Автоматическая станция «Луна-2», отделившись от ракеты, 14 сентября достигла поверхности Луны вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик. Поверхности Луны достигла и последняя ступень космической ракеты.

Впервые в истории человечества был осуществлен космический полет с Земли на другое небесное тело. В ознаменование этого выдающегося события на поверхность Луны был доставлен вымпел с изображением Герба Советского Союза. Полет «Луны-2» позволил уточнить структуру радиационного пояса Земли, подтвердил отсутствие у Луны заметного магнитного поля и установил отсутствие у нее радиационных поясов.

4 октября 1959 года третья советская космическая ракета вывела автоматическую межпланетную станцию «Луна-3» на орбиту, огибающую естественный спутник нашей планеты.

Основной целью этого запуска было получение фотографического изображения поверхности обратной стороны Луны, недоступной для земных наблюдателей.

7 октября объективы фотоаппаратов «Луны-3» были направлены на невидимую сторону Луны, которая была сфотографирована в двух масштабах, а полученные изображения с помощью телевизионной системы переданы на Землю.
Были получены важнейшие сведения о невидимой с Земли стороне Луны. Результаты изучения полученных снимков были опубликованы в «Атласе обратной стороны «Луны», изданном в 1960 году Академией наук СССР. По материалам «Атласа» был создан первый глобус Луны.

Успешные полеты советских автоматических станций к Луне поставили на повестку дня ряд новых задач в исследованиях нашего естественного спутника. Эти задачи потребовали решения качественно новой научно-технической проблемы — осуществления мягкой посадки космического аппарата на лунную поверхность.

В течение 1963—1965 годов в Советском Союзе были запущены к Луне и на Луну АМС «Луна-4», «Луна-5», «Луна-6», «Луна-7», «Луна-8». В процессе полетов этих станций проводились дальнейшие исследования Луны и были получены экспериментальные материалы по отработке бортовых систем и технических средств мягкой посадки контейнера с научной аппаратурой на лунную поверхность.

Автоматическая станция «Луна-9», запуск которой был произведен в конце января 1966 года, 3 февраля осуществила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Океана Бурь.

Осуществление мягкой посадки на Луну советским космическим аппаратом явилось важнейшим этапом в развитии космонавтики и открыло громадные возможности для науки и будущего освоения небесных тел.

С помощью телевизионной системы на Землю были переданы три панорамы лунного ландшафта при различных высотах Солнца над горизонтом.

Люди впервые смогли увидеть в непосредственной близости небольшой участок поверхности Луны, что позволило сделать ряд важных научных выводов о строении коры нашего естественного спутника.

Второй советской автоматической станцией, совершившей мягкую посадку на Луну, была «Луна-13», стартовавшая с Земли в декабре 1966 года.

С помощью находившейся на борту станции аппаратуры и научных приборов станция «Луна-13» провела ряд прямых измерений физико-механических свойств лунного грунта. Были проведены также исследования отражательной способности лунной поверхности для космических лучей. Бортовой телевизионной системой станции были переданы на Землю панорамы лунной поверхности при разных высотах Солнца над горизонтом.

Еще одним качественно новым этапом изучения Луны явилось выведение на окололунную орбиту искусственных спутников Луны, которые открыли широкую перспективу и возможности изучения не только окололунного пространства, но и физических свойств лунной поверхности: ее химического состава, магнетизма, гравитационного поля, температуры и т. д.

31 марта 1966 года к Луне была запущена советская автоматическая станция «Луна-10», которая 3 апреля стала первым в мире искусственным спутником Луны. Космическая станция «Луна-10» была оснащена комплексом научной аппаратуры для уточнения величины возможного магнитного поля Луны, изучения химического состава ее поверхности, радиационной обстановки в окололунном пространстве.
В результате полета «Луны-10» была получена обширная научная информация о характеристиках окололунного космического пространства и уникальные косвенные данные о составе поверхностных лунных пород. С первого искусственного спутника Луны передавалась на Землю по радио мелодия «Интернационала». Впервые она прозвучала во время работы XXIII съезда КПСС.

В 1966—1969 годах на окололунные орбиты было выведено еще четыре советских искусственных спутника: «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14» и «Луна-15». С их помощью изучалось гравитационное поле Луны, фотографировались различные участки ее поверхности, проводились астрофизические исследования и т. д.

В 1970 году были успешно выполнены очередные полеты советских автоматических станций серии «Луна», результаты которых открыли качественно новые этапы в развитии космонавтики. Особое значение в этом отношении представляют полеты станций «Луна-16», доставившей на Землю образцы лунного грунта из морского района, и «Луна-17», опустившей на лунную поверхность самоходный аппарат «Луноход-1».

В сентябре 1970 года автоматическая станция «Луна-16» стартовала с Земли, вышла на селеноцентрическую орбиту и после маневрирования 20 сентября совершила мягкую посадку в районе Моря Изобилия. После пребывания на Луне в течение 26 часов 15 минут станция стартовала с поверхности Луны и достигла Земли 24 сентября.

Автоматическая станция «Луна-16» с помощью специального бура, который углубился в лунную породу до 35 см, взяла рыхлый поверхностный материал (реголит) и доставила его на Землю. Здесь, используя новейшие методы исследования, ученые-геохимики определили 70 химических элементов, входящих в состав грунта, и составили подробную классификацию пород, слагающих лунную поверхность в данном районе.

Таким образом, советской автоматической станцией «Луна-16» была решена сложнейшая научно-техническая проблема космонавтики — забор образцов породы с небесного тела Солнечной системы автоматическими средствами и доставка этих образцов на Землю.

Стартовавшая примерно через два месяца после «Луны-16» автоматическая станция «Луна-17» 17 ноября 1970 года мягко опустилась на лунную поверхность в районе Моря Дождей. После осмотра телевизионными камерами места посадки, открытия трапов посадочной ступени станции и отстрела крепежных пироболтов с Земли была дана команда на съезд самоходного аппарата на лунный грунт.

«Луноход-1» сошел на поверхность Луны, а затем удалился от станции на 20 метров. Так была проложена на поверхности Луны первая трасса.

Успешный полет советской автоматической станции «Луна-17», доставившей на Селену первое в мире подвижное автоматическое устройство, явился качественно новым этапом в исследовании Луны. Здесь особенно ярко были продемонстрированы огромные возможности, которые раскрывают перед человечеством автоматические устройства и системы управления.

Десять с половиной месяцев — с 17 ноября 1970 года по 4 октября 1971 года — успешно работала самоходная автоматическая лаборатория «Луноход-1». За это время она прошла по лунной поверхности расстояние более десяти километров, обследовав обширный район (около 80 000 квадратных метров) пустынной равнины Моря Дождей.

На Землю было передано огромное число снимков пейзажей лунного ландшафта. Эта обширная информация позволит ученым узнать много нового и составить подробнейшую карту обследованного участка Луны. «Луноход-1» передал на Землю также многочисленную информацию о структуре лунного грунта, его механических, физических и химических свойствах, несущей способности. Большой интерес представляли данные по рентгеновскому изучению различных небесных объектов и исследованию космических лучей.

Посланные с Земли световые импульсы отразились от лазерного отражателя «Лунохода-1», разработанного французскими учеными, и, вернувшись обратно, позволили с высокой точностью измерить расстояние между Землей и Луной.

Немало еще времени уйдет на обработку и анализ полученных с «Лунохода-1» научных данных. Но уже сейчас стало совершенно ясно, что практика изучения небесных тел с помощью автоматических аппаратов на данном этапе развития космонавтики полностью себя оправдала.

Длительный рейс «Лунохода-1» по поверхности Луны — это подлинный триумф советской науки и техники.
Трудно переоценить все те широкие возможности, которые открыла для нас первая в мире передвижная лунная лаборатория.

Полностью оценить их можно только в будущем, когда человечество наряду с проводимыми исследованиями приступит к непосредственному освоению и возможному заселению Луны. Луноходы найдут широкое использование в строительстве научных баз, поселений и лунных городов, они будут выполнять перевозку грузов, бульдозерные работы, рытье котлованов, ремонтные работы и многое другое.

2 сентября 1971 года с территории нашей страны была запущена ракета-носитель с автоматической станцией «Луна-18» на борту. Цель полета этой станции заключалась в проведении дальнейших научных исследований Луны и окололунного космического пространства. Через несколько дней после вывода на окололунную орбиту «Луна-18» сошла с нее и достигла поверхности Луны в районе материка, окружающего Море Изобилия. При этом прилунение станции в сложных топографических условиях оказалось неблагоприятным.

Через несколько недель, 28 сентября 1971 года был осуществлен запуск новой автоматической станции «Луна-19».
Основное назначение этой станции заключалось в проведении длительных научных исследований Луны и окололунного космического пространства с орбиты искусственного спутника Луны.

14 февраля 1972 года состоялся запуск автоматической станции «Луна-20», которая предварительно была выведена на селеноцентрическую орбиту, а 21 февраля осуществила мягкую посадку в горной материковой области между Морем Изобилия и Морем Кризисов. При этом была успешно решена научно-техническая задача посадки автоматического аппарата в район со сложным рельефом поверхности.

Специальный механизм «Луны-20» произвел бурение и забор образцов лунного грунта и поместил их в контейнер возвращаемого аппарата станции.

Используя посадочную ступень как платформу, космическая ракета «Луна—Земля» с возвращаемым аппаратом стартовала с Луны, и 25 февраля возвращаемый аппарат станции успешно приземлился точно в заданном районе нашей страны. Поисковая группа в сложных метеорологических условиях быстро обнаружила «лунную посылку». Ученые приступили к изучению образцов грунта, доставленных из материковой области Луны. Тем самым была вписана новая страница в историю освоения космоса и значительно расширен диапазон возможностей исследования небесных тел с помощью автоматов.

Полет станции «Луна-20» принес результаты, представляющие исключительную ценность для ученых. Нет сомнения в том, что, проведя разностороннее изучение образцов лунной породы, доставленных «Луной-20» из материкового района, и сопоставив их с результатами анализа «морских» образцов лунного грунта, доставленных на Землю «Луной-16», ученые обнаружат новые факты и материалы, представляющие исключительный интерес для космогонии, геологии, геохимии Земли и других планет Солнечной системы.

Автоматические межпланетные станции серии «Луна» запускаются в Советском Союзе с начала 1959 года. За этот период они обеспечили решение следующих научно-технических задач: пролет вблизи Луны и достижение ее поверхности, облет и фотографирование Луны, отработку мягкой посадки на ее поверхность, полет по окололунным орбитам, взятие грунта из морского и материкового районов Луны и доставку его на Землю, доставку и долговременное функционирование на поверхности Луны автоматической самоходной лаборатории.

 

СТАНЦИИ СЕРИИ "ЗОНД"
Цель запусков автоматических межпланетных станций этой серии заключается в изучении космического пространства, отработке техники дальних космических полетов с возвращением на Землю, а также в проведении разносторонних исследований Луны и окружающего ее космического пространства.

Первая автоматическая станция «Зонд-1» была запущена 2 апреля 1964 года в целях отработки космической системы (ракета-носитель и АМС) для дальних межпланетных полетов.

В процессе полета станции проведено две коррекции ее траектории соответственно на расстоянии 560 тысяч километров и 14 миллионов километров от Земли.

В результате полета станции «Зонд-1» был получен большой объем научной информации о космическом пространстве и данные о работе ее бортовых систем.

Запуск второй станции этой серии был произведен в ноябре 1964 года в направлении планеты Марс. Основной целью запуска являлась отработка бортовых систем станции в реальных условиях длительного космического полета. При полете «Зонда-2» впервые были испытаны шесть плазменных двигателей, которые в течение продолжительного времени обеспечивали необходимое положение станции относительно Солнца.

В программе селенографических исследований важное место занял полет автоматической станции «Зонд-3», запуск которой в сторону Луны был осуществлен в июле 1965 года с целью отработки бортовых систем станции в условиях длительного космического полета и проведения разнообразных исследований в межпланетном космическом пространстве. Была сфотографирована та часть невидимой с Земли стороны Луны, которая осталась неохваченной при съемке, произведенной ранее с помощью АМС «Луна-3». Новые изображения отличались высоким качеством и дали возможность получить детальные сведения о рельефе обратной стороны Луны. Таким образом, после полета «Зонда-3» практически была завершена глобальная съемка всей поверхности естественного спутника нашей планеты.

Однако развитие ракетно-космической техники ставило перед учеными все более и более сложные проблемы в исследованиях межпланетного пространства и планет Солнечной системы.

Существо некоторых из этих проблем заключалось, например, в том, что на первых этапах развития космонавтики научная информация, поступавшая на Землю с борта автоматических межпланетных станций, передавалась только по радиотелеметрическим и телевизионным каналам. Ни одна межпланетная станция не была возвращена на Землю и непосредственно не доставила результаты своих исследований в руки ученых.

Именно поэтому к концу 60-х годов на повестку дня был поставлен вопрос о создании космических аппаратов, способных осуществить доставку информации из межпланетного космического пространства непосредственно на Землю.

Следует отметить, что возвращение космического аппарата из межпланетного полета представляет собой чрезвычайно сложную техническую задачу, которая является во много раз более сложной, чем осуществление возвращения на Землю ее искусственных спутников. Дело в том, что, возвращаясь из межпланетного космического пространства, космический аппарат входит в земную атмосферу со второй космической скоростью, составляющей более 11 километров в секунду, в то время как скорость возвращающихся спутников Земли составляет около 8 километров в секунду.

Для решения задач по отработке средств и методов возвращения космических аппаратов после полетов их по межпланетным трассам, и в частности после облета Луны, в конце 60-х годов в нашей стране были созданы конструктивно новые автоматические межпланетные станции, которые продолжили серию «Зонд». Они состояли из двух отсеков: приборного и спускаемого аппарата. Приборный отсек с его системами и аппаратурой предназначается для обеспечения полета АМС по межпланетной трассе, а спускаемый аппарат с комплектующей его аппаратурой используется для проведения разнообразных научно-технических исследований в процессе полета станции и доставки результатов этих исследований на Землю.

Первая такая станция «Зонд-4» была запущена в марте 1968 года. Основной целью ее полета было изучение дальних областей околоземного космического пространства, а также проведение отработки новых бортовых систем и агрегатов станции и проверка эффективности принятых конструктивных решений.

Вторая станция этой конструкции «Зонд-5» стартовала с Земли 15 сентября 1968 года. Целью полета станции являлся облет Луны, проведение научных исследований на трассе «Земля—Луна—Земля» и возвращение со второй космической скоростью на Землю. В процессе полета «Зонд-5» осуществил облет Луны при минимальном расстоянии 1950 километров, а при подлете к Земле с расстояния 90 тысяч километров произвел ее фотографирование. 21 сентября спускаемый аппарат «Зонда-5» вошел через сравнительно узкий «коридор» в атмосферу Земли и достиг акватории Индийского океана. Ученые получили фотографии Земли, сделанные в космосе, и результаты научных исследований.

Таким образом, в этом полете впервые в мире было осуществлено возвращение космического аппарата после облета Луны на Землю со второй космической скоростью.

10 ноября 1968 года была запущена в сторону Луны автоматическая станция «Зонд-6». Программа ее полета предусматривала облет Луны, научные исследования и возвращение на Землю с осуществлением управляемого спуска, который дает возможность выбрать район приземления, уменьшает перегрузки и нагрев аппарата во время его движения в атмосфере.

Многие научно-технические проблемы были решены автоматическими станциями «Зонд-7» и «Зонд-8», которые в 1969— 1970 годах также облетели Луну и вернулись на Землю.

«Зонд-7» доставил на Землю цветные фотографии Луны и Земли, а в процессе полета «Зонда-8» отрабатывался вариант возвращения станции на Землю со стороны северного полушария.

Полеты автоматических межпланетных станций серии «Зонд» позволили получить большой объем разнообразной научной информации о ближайшем к Земле небесном теле, включая снимки лунной поверхности.

 

СТАНЦИИ СЕРИИ "ВЕНЕРА"
Разгадка тайн строения и эволюции развития ближайших к Земле планет Солнечной системы и полеты к этим планетам всегда были заветным желанием ученых. Бурное развитие ракетно-космической техники позволило в начале 60-х годов осуществить полеты автоматических станций к ближайшим небесным соседям Земли среди планет Солнечной системы.
В 1961 году человечество приступило к космическим исследованиям ближайшей к Земле планеты Венеры.

Для осуществления исследований Венеры с помощью космических аппаратов необходимо было решить целый комплекс сложнейших проблем. Остановимся на некоторых из них. 

Во-первых, космический аппарат необходимо вывести на такую траекторию полета, чтобы он смог в заданной точке космического пространства встретиться с Венерой.

Во-вторых, время полета аппарата должно быть минимальным, так как при увеличении продолжительности полета возрастают потребные ресурсы работы его бортовых систем, а также увеличивается вероятность столкновения с микрометеорами.

И наконец, выбранная траектория должна обеспечить возможно меньшую скорость входа аппарата в атмосферу Венеры, что значительно уменьшает перегрузки и величину аэродинамического нагрева на конструкцию спускаемого аппарата.

Первым исследовательским аппаратом, направленным людьми к другой планете Солнечной системы, была советская автоматическая межпланетная станция «Венера-1», запущенная 12 февраля 1961 года. Основными задачами запуска этой станции являлись: проверка методов вывода космического аппарата на межпланетную трассу, проверка сверхдальней радиосвязи и управления космической станцией, проведение ряда физических исследований в межпланетном космическом пространстве и т. д.

Связь со станцией «Венера-1» поддерживалась до расстояния 23 миллионов километров от Земли, что в то время было рекордом дальности космической связи.

В мае 1961 года межпланетная станция достигла района Венеры, прошла на расстоянии около 100 тысяч километров от ее поверхности и вышла на орбиту спутника Солнца.

В ноябре 1965 года наша страна послала к Венере сразу две автоматические межпланетные станции. Перед каждой из них ставились различные задачи: «Венере-2» предстояло пролететь мимо Венеры на сравнительно близком расстоянии от поверхности, а «Венера-3» должна была достигнуть планеты.

В соответствии с программой 27 февраля 1966 года «Венера-2» прошла на расстоянии 24 тысяч километров от Венеры и, как ее предшественница, стала спутником Солнца, а 1 марта 1966 года «Венера-3» достигла поверхности планеты Венера и доставила на нее вымпел с Гербом Советского Союза. Впервые в истории человечества аппарат, созданный руками людей, совершил межпланетный перелет и достиг поверхности другой планеты. Начался новый этап исследований Венеры.

Эксперименты, выполненные с помощью станций «Венера-2» и «Венера-3», позволили решить ряд важных задач межпланетных полетов и получить новые научные данные о межпланетном космическом пространстве.

12 июня 1967 года, когда наступил новый благоприятный срок запуска станций к Венере, в дальний космический путь отправилась «Венера-4». Через 4 месяца, преодолев около 350 миллионов километров пути, станция вошла в верхние разреженные слои атмосферы Венеры. От станции отделился спускаемый аппарат, который затормозился и на парашюте совершил почти полуторачасовой спуск, во время которого велась передача научной информации о давлении, температуре, плотности и химическом составе газовой оболочки Венеры. Эти первые непосредственные измерения установили существование высоких давлений и температур на планете. Важные результаты были получены и по химическому составу атмосферы. «Венера-4» показала, что углекислый газ составляет около 90 процентов от общего состава атмосферы, азот — меньше 7 процентов, кислород — меньше 1,5 процента, вода — не более 1,6 процента. При снижении спускаемого аппарата на участке с перепадом высот порядка 28 километров температура среды повышалась от 25° до 270°С, а давление — от 1 до 18,5 атмосферы.

Естественно, что полет станции «Венера-4» не мог дать ответы на все вопросы, волновавшие ученых, но он позволил более уверенно выбрать характеристики аппаратуры, предназначенной для более точных и детальных измерений, проводимых последующими станциями. С этой целью были продолжены исследования Венеры с помощью автоматических станций того же типа. В январе 1969 года мир узнал о новом научном эксперименте нашей страны. Советские межпланетные станции «Венера-5» и «Венера-6» стартовали к Венере. Благополучно миновав трудности многомесячного космического полета, обе станции в мае того же года прибыли в пункт назначения. Спускаемые аппараты станций «Венера-5» и «Венера-6» совершили спуск на «планету загадок» на ее ночной стороне и провели измерения химического состава, давления, плотности, температуры и освещенности атмосферы. В процессе снижения спускаемых аппаратов с ними поддерживалась устойчивая радиосвязь.

Станции «Венера-5» и «Венера-6» полностью выполнили свои задачи и передали на Землю данные из более глубоких слоев атмосферы, чем «Венера-4». Однако станции «Венера-5» и «Венера-6» завершили измерения, когда до поверхности планеты оставалось еще около 20 километров.

Анализ всех переданных станциями «Венера» данных показал, что у поверхности планеты можно было ожидать давлений порядка 100 атмосфер и температур около 500° С.

Для получения ответа на все имевшиеся вопросы 17 августа 1970 года в Советском Союзе был произведен запуск автоматической межпланетной станции «Венера-7». Основной целью ее запуска было осуществление посадки на планету, изучение параметров атмосферы в процессе спуска и проведение измерений непосредственно на поверхности.

15 декабря 1970 года спускаемый аппарат советской межпланетной станции «Венера-7» совершил посадку на поверхность Венеры. По характеру изменения температур и скорости во времени была определена зависимость температуры атмосферы по высоте вплоть до поверхности планеты.

Успешное завершение еще одного важного космического эксперимента позволило впервые получить научную информацию непосредственно с поверхности другой планеты Солнечной системы.

Значения атмосферных параметров на поверхности планеты в месте посадки спускаемого аппарата станции «Венера-7» составляли: температура 475±20°С; давление 90±15 атмосфер. Таким образом, окончательно было установлено, что Венера обладает очень разогретой атмосферой, плотность которой у поверхности примерно в 60 раз больше земной.
27 марта 1972 года был осуществлен запуск автоматической станции «Венера-8».

22 июля 1972 года АМС, преодолев за 117 суток расстояние более 300 миллионов километров, достигла окрестностей планеты Венера.

При входе в атмосферу планеты от станции отделился спускаемый аппарат с научной аппаратурой на борту. После аэродинамического торможения спускаемый аппарат совершил плавное снижение на парашюте и произвел мягкую посадку на поверхность. Посадка космического аппарата впервые осуществлена на освещенную сторону планеты.

Во время снижения спускаемого аппарата и в течение 50 минут после мягкой посадки на поверхность планеты осуществлялась передача информации о параметрах атмосферы (температуре, давлении, освещенности, скорости ветра, содержании аммиака) и о характеристиках грунта Венеры.

Очень интересны научные результаты этого полета. Полученная научная информация позволила установить, что основные параметры атмосферы в месте посадки «Венеры-8» очень близки к их значениям, полученным в результате эксперимента на «Венере-7», осуществившей, как известно, посадку на ночной стороне планеты. Замеры освещенности в атмосфере планеты и на ее поверхности говорят о том, что определенная доля солнечных лучей проникает до поверхности Венеры, и там существуют различия по освещенности между днем и ночью, хотя атмосфера существенно ослабляет солнечный свет.

В атмосфере планеты существует зональный (широтный) ветер, направленный от терминатора на дневную сторону планеты. На высотах более 45 километров его скорость составляет свыше 50 метров в секунду. Правда, на высотах ниже 10 километров она уменьшается до 2 метров в секунду.

И наконец, станция «Венера-8» обнаружила на поверхности планеты породу, относительно богатую калием, ураном и торием, которая напоминает по своим характеристикам состав земных гранитных пород.

Автоматические станции, проникшие в атмосферу и на поверхность Венеры, позволили многое узнать об этой планете. Но это пока первые успехи. Не следует думать, что интерес к изучению Венеры у ученых уменьшился. Осталось еще много других проблем.

Дальнейшие исследования позволят человечеству открыть еще много интересного на этой планете, столь отличной от нашей Земли.

 

СТАНЦИИ СЕРИИ "МАРС"
Первым космическим аппаратом, стартовавшим к Марсу, была советская автоматическая станция «Марс-1», запущенная 1 ноября 1962 года.

С этой станцией был проведен 61 сеанс радиосвязи и получен большой объем научной информации, в том числе о характере «солнечного ветра», сведения о магнитных полях и метеорных потоках. Радиосвязь поддерживалась до расстояния 106 млн. км, что для того времени было большим достижением. Сближение станции с Марсом наступило 19 июня 1963 года; она прошла от поверхности загадочной планеты на расстоянии 195 тысяч километров, после чего вышла на гелиоцентрическую орбиту. Таким образом, впервые была проложена межпланетная трасса к Марсу.

Запуск станции «Марс-1» явился серьезным достижением советской науки и техники. Достаточно сказать, что при выведении станции на расчетную траекторию ошибка по направлению не превышала двух секунд, а в момент сближения минимальное расстояние от станции до планеты Марс было очень близко к расчетному. Это свидетельствовало о высокой точности выведения станции на расчетную траекторию. Трудный экзамен успешно выдержала отечественная радиоэлектроника — бортовые системы станции в течение длительного времени управлялись на расстоянии в десятки миллионов километров.

Исследования Марса в течение столетий методами оптической астрономии, а в последние годы и с помощью радиоастрономии дали возможность получить много научной информации о составе атмосферы, физических условиях на поверхности, сезонных изменениях на ней и т. п. Как известно, 1971 год был годом великого противостояния Марса. 10 августа 1971 года расстояние между ним и Землей было наименьшим — 56,2 млн. км.

1971 год являлся также благоприятным и для запусков к Марсу автоматических станций. Для полета их по наивыгоднейшим траекториям необходимо определенное положение Марса относительно Солнца и Земли. Такое благоприятное с точки зрения энергетических затрат условие сложилось в мае 1971 года. Именно поэтому 19 и 28 мая в нашей стране был осуществлен запуск новых межпланетных станций «Марс-2» и «Марс-3».

Автоматическая станция «Марс-2», преодолев расстояние около 470 млн. км, 27 ноября 1971 года вышла на орбиту искусственного спутника Марса. При подлете автоматической станции к планете от нее была отделена капсула, доставившая на поверхность Марса вымпел с изображением Герба Советского Союза. Таким образом, Марс стал третьим небесным телом, на которое после Луны и Венеры были доставлены вымпелы нашей страны.

А через несколько дней советская наука и техника добились нового замечательного успеха.

2 декабря 1971 года впервые в истории космонавтики спускаемый аппарат автоматической станции «Марс-3» совершил мягкую посадку на поверхность планеты Марс.

Орбитальный аппарат станции «Марс-3» после отделения спускаемого аппарата продолжил полет по траектории, проходящей на минимальном расстоянии—1500 километров от поверхности планеты. Тормозная двигательная установка обеспечила его перевод на орбиту искусственного спутника Марса.

Сигналы с аппарата, совершившего посадку на поверхность планеты в расчетное время, были приняты и записаны на борту искусственного спутника «Марс-3» и затем в сеансах радиосвязи переданы на Землю.

Успешный полет советских автоматических межпланетных станций «Марс-2» и «Марс-3», ставших искусственными спутниками Марса, доставка вымпела и первая в истории космонавтики мягкая посадка на его поверхность, комплексные научные исследования планеты и окружающего ее космического пространства — все это явилось замечательным достижением советской науки и техники, открывшим широкие перспективы для дальнейшего изучения планет Солнечной системы с помощью автоматических космических аппаратов.

Для изучения Марса с помощью искусственных спутников, находившихся на существенно различных ареоцентрических (околомарсианских) орбитах, на станциях «Марс-2» и «Марс-3» был установлен специальный комплекс научной аппаратуры, предназначенной для проведения разносторонних исследований физических характеристик атмосферы и поверхности планеты.

В результате многомесячного успешного функционирования советских искусственных спутников Марса были получены ценные данные о таинственной планете.

 


Наше время характеризуется величайшими достижениями во многих областях человеческой деятельности. Научная мысль и труд людей оставили далеко позади предположения, которые еще недавно казались несбыточными.

Мы, советские люди, гордимся тем, что нашими учеными, конструкторами, инженерами, техниками, рабочими, летчиками-космонавтами вписано немало ярких и славных страниц в летопись покорения космоса. Законное удовлетворение у нас вызывает и то обстоятельство, что большинство из этих страниц начинается словами «первые в мире».

Наша страна первой запустила искусственный спутник Земли. Впервые на советском автоматическом аппарате отправилось в космический полет живое существо — собака Лайка.

Первая автоматическая межпланетная станция «Луна-1» была также запущена нашей страной. За ней последовали «Луна-2», впервые проложившая космическую трассу «Земля—Луна» и достигшая поверхности естественного спутника нашей планеты, а также «Луна-3», первая сфотографировавшая обратную сторону Луны.

Мы первыми запустили исследовательские космические аппараты к ближайшим планетам Солнечной системы — Венере и Марсу.

Первым человеком, покинувшим Землю и облетевшим в пилотируемом космическом корабле земной шар, был советский космонавт — Юрий Гагарин.
Первый групповой полет на двух космических кораблях совершили советские летчики-космонавты Андриян Николаев и Павел Попович.

Первой женщиной, побывавшей в космосе, была славная дочь нашей Родины — Валентина Терешкова.

В нашей стране был запущен первый многоместный космический корабль, экипаж которого состоял из летчика (командира корабля), ученого и врача.

Первым человеком, вышедшим в космос, был советский космонавт Алексей Леонов.

Советские автоматические станции серии «Луна» первыми осуществили мягкую посадку на Луну и были выведены на орбиты ее искусственных спутников.

Наши космические станции серии «Зонд», облетев Луну, впервые проложили трассу «Земля—Луна—Земля» и успешно возвратились на Землю со второй космической скоростью, доставив ученым большой объем научной информации.

Плавный спуск в атмосфере планеты Венера впервые совершили советские межпланетные станции, передавшие на Землю ценнейшую научную информацию.
Первая орбитальная экспериментальная космическая станция, созданная в результате стыковки пилотируемых кораблей, была нашей, советской.

Первый переход через космос из одного пилотируемого корабля в другой совершили советские летчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев.

Первым в мире Советский Союз вывел на околоземные орбиты три пилотируемых космических корабля, на которых одновременно находились и работали семь летчиков-космонавтов.

Впервые советские автоматические станции доставили на Землю образцы лунного грунта, а на Луну — первое в мире подвижное устройство «Луноход-1», управлявшееся с Земли и проведшее комплекс научно-технических исследований на поверхности естественного спутника Земли.

Советский Союз первым создал в околоземном космическом пространстве пилотируемую орбитальную станцию.

Советские автоматические межпланетные станции впервые осуществили мягкую посадку на ближайшие к Земле планеты Солнечной системы — Венеру и Марс.

В настоящее время достижения в космосе являются важным показателем научного, технического и экономического развития страны. Развитие науки, народного хозяйства, потребность нашего социалистического общества в целом — вот те цели, которые лежат в основе всех научно-технических экспериментов, осуществляемых нашей страной в космосе.

Наша страна будет и впредь последовательно и планомерно осуществлять исследования околоземного и межпланетного космического пространства и планет Солнечной системы во имя прогресса и мира на нашей родной планете.

И мы по праву горды тем, что большинство этапных задач космонавтики Советский Союз выполнил первым. Это, несомненно, показатель высоких научно-технических и экономических возможностей нашей страны, первой страны в мире, строящей коммунистическое общество.

 



(c) Юрий Морозевич, Москва, 2001-2007
Hosted by uCoz