|
|
|
|
Мои работы... дадут обществу горы
хлеба и бездну могущества.
К. Э. Циолковский
Однако, независимо от моих сомнений, картины продолжают излучать будущее. Словно попав в его силовое поле, я мысленно возвращаюсь в далекий уже 1974-й, когда две великие державы, СССР и США, готовились к первому в истории человечества международному эксперименту по программе ЭПАС. Алексей Леонов, командир «Союза», и Томас Стаффорд, командир «Аполлона», работали в тренажере советского корабля — точной копии тех, что стартуют с Байконура к звездам. — Эльба, Алоша, — произнес Стаффорд.
Они сидели в кабине без переводчика. Стаффорд плохо говорил по-русски, Леонов — по-английски. Еще утром на занятиях им было нелегко понять друг друга — так, отдельные слова, не более, но сейчас смысл сказанного угадывался полностью; даже целые предложения воспринимались сразу. Это было настолько неожиданно, так потрясло обоих, что Леонов, забыв про свои обязанности, резко повернулся к Стаффорду, Стаффорд — к Леонову. Их лица светились восторгом, радостью, удивлением. — Том! — Ты прекрасно говоришь по-русски!
Позднее психологи объяснили этот случай. Они сказали: пониманию способствовала целая сумма факторов. Пассивный словарный запас у командиров кораблей был достаточно большим, рабочая обстановка их раскрепостила, в тренировочном полете у них наблюдалось ярко выраженное единство цели. Это единство, спустя год, летом 1975-го, помогло им состыковать свои корабли над планетой, безупречно отработать программу, благополучно возвратиться на родную землю. Астролетчики двух стран доказали: космос — ради нас самих, ради грядущих поколений, ради маленькой «колыбели разума» — может и должен стать ареной мирного международного сотрудничества. Он неисчерпаем по богатству и сложности происходящих в нем процессов и уже сегодня бесконечно много дает землянам: экономический эффект от использования спутников, орбитальных комплексов только в народном хозяйстве СССР исчисляется сотнями миллионов рублей. Но настоящее — всего лишь материал для будущего. Картины космонавта Алексея Леонова и художника Андрея Соколова рассказывают о возможных путях всеобщего единения человечества. Цвет, композиция, рисунок — все подчинено гуманной, оптимистической идее освоения звездного пространства ради мира и прогресса. И даже когда авторы разрабатывают фантастические на первый взгляд сюжеты, их работы абсолютно реалистичны. В этой строгой реалистичности заключена особая притягательная сила: всматриваясь в то или иное полотно, я вижу, что космос даст нам завтра, в человеческом, в научном, в философском плане. И снова ощущаю дыхание грядущего. И верю, что оно обязательно наступит. В космосе наше прошлое, настоящее, будущее.
ВИКТОР ШУРЛЫГИН
|
|