БиографияАльбомыОткрыткиДругие картины

 
ПЕРЕКРЕСТКИ ЗВЕЗДНЫХ ДОРОГ
Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой, – можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня... первым проложить дорогу человечеству в космос. Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим.

Ю.А. Гагарин




Эта статья написана Я. Головановым для первого издания альбома "Человек и Вселенная", 1976 г. Ниже приведена только глава, отсутствующая в первом издании.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

 

Сегодня мы знаем: в воздушных замках будет звучать разноязыкая речь. Но люди, говорящие на разных языках, всегда поймут друг друга, если в основе их общения будут лежать слова друзей, рукопожатия братьев, взгляды единомышленников. Советская орбитальная станция «Салют-6» — самая знаменитая из всех, существовавших над планетой космических систем, стала подлинно интернациональным клубом: с марта 1978 года по май 1981-го на ее борту работало восемь интернациональных экипажей.

Эта большая космическая программа с участием всех стран социалистического содружества началась полетом космического корабля, который пилотировали ветеран космоса Алексей Губарев и молодой пилот из Чехословакии Владимир Ремек. А следом стартовали поляк Мирослав Гермашевский с Петром Климуком и немец Зигмунд Йен с Валерием Быковским. В таблицах космической статистики эти старты назывались «экспедициями посещения» — обыденная, спокойная формулировка. Сообщения ТАСС о новой стыковке с орбитальной станцией успокаивали: все шло как обычно. Тревога притуплялась многократным благополучным повторением. Но вот стартовал «Союз-33», и космос снова напомнил: «Люди, вы должны быть начеку всегда». Неполадки двигательной установки помешали Николаю Рукавишникову и болгарину Георгию Иванову нанести визит Владимиру Коваленку и Александру Иванченкову — основному экипажу, работавшему на «Салюте-6». Проявив необыкновенное мужество и самообладание, показав глубокое знание космической техники, интернациональный экипаж благополучно вернулся на Землю.

В отсеках «Салюта» менялись не только гости — хозяева тоже менялись. Немало спорили медики о том, какой срок пребывания в космосе отмерит невесомость человеку. Увы, никакая, даже самая дорогая и сложная аппаратура не может оградить нас от земной тяжести, и эксперименты в земных лабораторных условиях поставить было невозможно. Разумеется, существовали некоторые теоретические предположения, но теория на то и существует, чтобы проверяться практикой. Медленно, не торопясь, обдумывая и анализируя каждый сделанный шаг, увеличивали специалисты сроки космических вахт. 

Первый основной экипаж — Юрий Романенко и Георгий Гречко — провел на «Салюте-6» более 95 суток. Вторыми были Коваленок и Иванченков— 138 суток 10 часов. Владимир Ляхов и Валерий Рюмин увеличили этот срок до 173 суток 20 часов. Они стартовали в февральскую вьюгу и приземлились в августе, когда на полях и в садах собирали урожай. Длительные заоблачные командировки, видимо, пришлись по душе Валерию Рюмину: мы находим его фамилию в списке четвертого основного экипажа. Он прожил на земле меньше восьми месяцев и снова улетел на станцию, теперь уже с Леонидом Поповым. Четвертый экипаж работал в космосе 185 суток — чуть больше полугода. А всего за свою еще такую молодую жизнь В. Рюмин жил в космосе более 361 суток — подумать только, без малого год человека не было на планете!

С четвертым экипажем работали венгр Берталан Фаркаш с Валерием Кубасовым, вьетнамский космонавт Фам Туан с Виктором Горбатко и кубинец Арнальдо Тамайо Мендес с Юрием Романенко, который, видно, тоже соскучился по своему родному «Салюту».

Одновременно разрабатывался новый, более совершенный вариант транспортного корабля «Союз- Т». Его первыми испытателями стали Ю.Малышев и В. Аксенов. На подобном корабле в конце ноября 1980 года на станцию прилетели сразу три космонавта: Л. Кизим, О. Макаров, Г. Стрекалов. Наконец, пятый основной экипаж — Владимир Коваленок и Виктор Савиных — принимал на станции еще две интернациональные экспедиции: Владимира Джанибекова с монгольским космонавтом Жугдэрдэмидийном Гуррагчи и Леонида Попова с румынским космонавтом Думитру Прунариу.

Пять основных экспедиций, одиннадцать экспедиций посещения, 34 стыковки с пилотируемыми и автоматическими грузовыми кораблями, 676 суток работы экипажей — вот итог полета «Салюта-6», самого долговременного и многолюдного эксперимента за всю историю мировой космонавтики.

Вряд ли можно и нужно рассказывать обо всех научных экспериментах, которые проводились за три с лишним года на борту этой станции, рассказывать о том вкладе, который сделан в копилку наших знаний о Вселенной. Важен не только научный, но и моральный итог. Необыкновенно расширился список космических держав. И каждый интернациональный полет не только продвигал вперед труд ученых и конструкторов той или иной страны, он выполнял работу много шире: повышая престиж, воспитывал национальную гордость, укреплял узы равноправного сотрудничества.



(c) Юрий Морозевич, Москва, 2001-2007
Hosted by uCoz