БиографияАльбомыОткрыткиДругие картины

 
ГИГАНТСКИЕ СТУПЕНИ ВОСХОЖДЕНИЯ
Чудесное пророчество есть сказка.  Но научное пророчество есть факт.
В. И. Ленин




 

НЕМНОГО ИСТОРИИ
Дерзновенной мечтой человечества всегда было и остается стремление летать. Так было и сто, и тысячу, и десять тысяч лет назад. Так будет и завтра, когда человек, оснащенный новейшей могучей техникой, выйдет за пределы солнечной системы и устремится к далеким мирам. Мы являемся свидетелями практического осуществления чаяний многих поколений — начала покорения космоса с помощью могучих современных ракетно-космических средств.

Прежде чем отправиться в путешествие в будущее, оглянемся назад. С чего же началось, истории доподлинно неизвестно. Человек наблюдал за полетом птиц, видел ночное небо, усеянное светящимися точками, удивлялся изменяющемуся диску Луны и, конечно, неизменно обращал свой взор к Солнцу — источнику тепла и жизни на Земле. Тогда люди не знали, как устроены наша Земля и Вселенная. Они слагали мифы и легенды о звездах и небе, завидовали птицам.

Так, например, на крыльях птиц, как утверждала легенда, поднялся ассирийский царь Этан на такую высоту, что Земля представлялась ему не больше «хлеба в корзине». Это поэтическое сказание неизвестного автора было найдено во время раскопок в Ниневии в библиотеке царя Ассурбанипала.

А древние греки оставили нам легенду об Икаре, сделавшем себе крылья из перьев, скрепленных воском. Жар солнечных лучей растопил воск, и Икар погиб. Но слава Икара пережила тысячелетия.

Посмотрим на карту звездного неба. Мы встречаемся с массой разных названий: Весы и Юпитер, Близнецы и Сатурн, Большая и Малая Медведицы и Уран, Андромеда и Персей . . . Некоторые из них — отображение в сознании людей своеобразного сходства со знакомыми в жизни предметами, другие — из мифологии Древней Греции и Рима.

Правдоподобные представления о нашей планете и ее месте во Вселенной пришли до того, как человек научился летать. И тогда стало ясно, что, соревнуясь даже с самыми сильными птицами, человек останется пленником Земли и что полет в атмосфере не позволит приблизиться к Луне, планетам и звездам. Так проблема космического полета отделилась от полета вообще. Она стала самостоятельной сложнейшей задачей.
Невозможно перечислить всех, чьи труды легли в основу современной космонавтики. Среди них Николай Коперник, в первой половине XVI века «сорвавший Солнце с неба и утвердивший его в центре мира», давший представление о гелиоцентрической системе; Джордано Бруно, «разбивший сферу неподвижных звезд», не тронутую Коперником, и выдвинувший идею множественности обитаемых миров; Галилео Галилей, один из первых бросивших в начале XVII века взгляд на Луну в телескоп; Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет, по которым сейчас обращаются не только естественные небесные тела; Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения — основу основ небесной механики; наш соотечественник Михаил Ломоносов, уже в XVIII веке обнаруживший атмосферу на Венере и тем самым давший людям начальные сведения новой науки — физики планет... Без ракеты в космос не полетишь. А для этого нужно было понять и использовать на практике принцип реактивного движения, научиться делать ракеты, создать теорию межпланетных сообщений и многое другое.
Ракетная техника далеко не новое понятие. К созданию мощных современных ракет-носителей человек шел через тысячелетия поисков в различных областях науки и техники, накопления опыта и знаний.

Существует много легенд и преданий, повествующих о появлении ракет, по крайней мере, за три тысячи лет до нашей эры, однако до сих пор нет документов, подтверждающих, что ракеты возникли так давно.

Древние русские ракеты впервые описаны (в дошедшей до нас литературе) Онисимом Михайловым в его «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки» (1607—1621 гг.). Достоверно также известно, что в 1680 году в Москве было организовано первое «ракетное заведение», а разработанная однофунтовая сигнальная ракета «образца 1717 года» поднималась на высоту порядка одного километра, оставаясь на вооружении русской армии до конца XIX века. Большой вклад в совершенствование ракет внесли отечественные изобретатели и экспериментаторы, такие, как А. Д. Засядко и К. И. Константинов.

Уже в XIX веке авторы ряда проектов (И. И. Третеский, Н. М. Соковнин, Н. В. Телешов, Ф. Р. Гешвенд и другие) предлагали использовать принципы реактивного движения для полета летательных аппаратов в атмосфере. Наиболее близко подошел к идее использования ракетного двигателя для полета молодой революционер Николай Иванович Кибальчич. Находясь в 1881 году в заключении за участие в покушении на царя Александра II, он разработал «Проект воздухоплавательного прибора». Это был аппарат, полностью работающий по принципу ракеты. Нельзя без волнения читать предсмертное письмо Кибальчича:

«Находясь в заключении, за несколько дней до смерти, я пишу этот проект .. . Если же моя идея будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу родине и человечеству!» Через несколько дней Николай Иванович Кибальчич был казнен. Лишь в 1917 году его проект обнаружили в Архиве департамента полиции России. Однако наиболее полное теоретическое обоснование возможности космических полетов впервые было дано нашим соотечественником Константином Эдуардовичем Циолковским в 1891—1897 годах. В 1903 году в классическом труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и в своих дальнейших работах ученый выполнил ряд расчетов, доказавших техническую реальность осуществления космических полетов в будущем, наметил принципиальное решение ряда основных проблем космонавтики. Он многое сделал в разработке основ теории реактивного движения, проделал большую работу в области жидкостных реактивных двигателей и топлив для них, нашел ряд инженерных решений в конструировании ракет.

Нас и сейчас волнует знаменитый «План завоевания межпланетных пространств» К. Э. Циолковского. Испытываешь глубокое волнение и гордость, когда знакомишься с прогнозами ученого, высказанными три четверти века назад. Они поражают современной проницательностью и размахом.

«Время иногда неумолимо стирает облики прошлого, но идеи и труды К. Э. Циолковского будут все больше и больше привлекать к себе внимание по мере дальнейшего развития ракетной техники. К. Э. Циолковский был человеком, жившим намного впереди своего века, как и должен жить истинный и большой ученый» — так сказал один из его последователей и учеников, академик С. П. Королев. Помимо трудов К. Э. Циолковского, вопросам космонавтики были посвящены работы И. В. Мещерского (с 1897 г.), Ю. В. Кондратюка (1919—1929 гг.), Ф. А. Цандера (1924—1932 гг.), Н. А. Рынина (1928—1932 гг.) и других русских ученых. За рубежом ранние труды по космонавтике были опубликованы Р. Эно-Пельтри (Франция, 1913 г.), Р. Годдардом (США, 1919 г.), Г. Обертом (Германия, 1923 г.) и др. В двадцатых годах нашего столетия образуются первые общества по космонавтике, пропагандирующие идеи космических полетов и ракетной техники, содействующие решению практических проблем в этой области. В 1921 году под руководством инженера-химика Н. И. Тихомирова создается Газодинамическая лаборатория (ГДЛ), где ведутся работы по созданию пороховых ракет. С 1929 года в ГДЛ под руководством начальника отдела В. П. Глушко (ныне академик, дважды Герой Социалистического Труда) начата разработка электрических ракетных двигателей (ЭРД) и жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Первые испытания ЭРД были проведены в 1929 году. В 1931 — 1932 годах здесь были спроектированы и изготовлены первые в СССР стендовые ЖРД. Выдающуюся роль в развитии отечественной ракетной техники сыграла московская группа изучения реактивного движения (ГИРД). Созданная в 1931 году при Центральном совете Осоавиахима, ГИРД постепенно превращается из общественной организации в государственную. Начальником ГИРД был назначен С. П. Королев, позднее — Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик, дважды Герой Социалистического Труда. В бригаде ГИРД, руководимой М. К. Тихонравовым, была создана первая советская жидкостная ракета ГИРД-09, работавшая на жидком кислороде и желеобразном бензине. Ее исторический полет (на высоту 400м) состоялся 17 августа 1933 года на полигоне в Нахабино под Москвой. В другой бригаде, возглавляемой Ф. А. Цандером, была создана ракета ГИРД-Х, запущенная 25 ноября 1933 года и работавшая на других компонентах — кислороде и спирте. Сотрудники ГИРД построили также несколько неуправляемых ракет.

В конце 1933 года в Москве на базе ГДЛ и ГИРД создается первый в мире реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). В 1934—1938 годах в РНИИ испытывались в полете различные ракеты, а в 1939 году проводились летные испытания крылатой ракеты типа 212 конструкции С. П. Королева с двигателями ОРМ-65 конструкции В. П. Глушко. В 1940 году летчик В. П. Федоров совершил первый полет на ракетопланере РП-318. Развивая идеи ракетных полетов, позднее, в 1942 году, летчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи летал на первом советском ракетном самолете БИ-1, разработанном А. Я. Березняком и А. М. Исаевым в конструкторском бюро В. Ф. Болховитинова. В РНИИ была завершена отработка реактивных снарядов, устанавливавшихся на самолеты конструкции Ильюшина, Яковлева, Лавочкина. К началу Великой Отечественной войны в РНИИ была спроектирована и построена знаменитая «катюша», реактивные снаряды которой уничтожили огромное количество живой силы и техники врага.

В целом работы ГДЛ, ГИРД и РНИИ воплотили в реальность идеи К. Э. Циолковского о создании двигателей и ракет на жидком топливе, обеспечили дальнейшее развитие ракетной, а затем и космической техники в СССР. Выросшее из ГДЛ опытно-конструкторское бюро (ГДЛ-ОКБ) обеспечило затем создание мощных ракетных двигателей, установленных на жидкостных советских ракетах, а позднее и на ракетах-носителях.

Кратко характеризуя развитие ракетной техники за рубежом, следует отметить, что в США экспериментальные работы с ЖРД были начаты Р. Годдардом в 1921 году, а пуски жидкостных ракет производились с 1926 года. В Германии стендовые испытания двигателей этого класса начаты Г. Обертом в 1929 году. Во время второй мировой войны 1939—1945 годов Германия испытывала и использовала ракеты с дальностью полета 250—300 километров (ракета V-2 конструкции В. фон Брауна).

При форсировании работ по ракетной технике в послевоенный период советских ученых в значительной мере интересовало решение мирных задач. Так, с мая 1949 года ученые приступили к регулярным исследованиям верхних слоев атмосферы и космоса с помощью геофизических ракет.

В 1951 году начались систематические медико-биологические исследования на советских высотных ракетах для изучения влияния факторов ракетно-космического полета на живой организм. С осени 1951 года в СССР стали проводить регулярные исследования верхних слоев атмосферы с помощью метеорологических ракет — разведчиков погоды. Так ракеты стали применяться для решения научных и народнохозяйственных задач.
Ракетная техника постоянно совершенствовалась: создавались новые системы управления, двигатели, стартовые комплексы, а сами ракеты летали все выше и дальше. 21 августа 1957 года в нашей стране был осуществлен первый полет советской межконтинентальной двухступенчатой ракеты, явившийся непосредственным предвестником полета первого в мире искусственного спутника Земли.

Развитие отечественной ракетной техники и космонавтики потребовало создания в Советском Союзе специализированных НИИ, ОКБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов и служб обеспечения запусков и управления полетом, позволивших вывести нашу страну во второй половине XX века на новую, более высокую ступень научно-технического прогресса, знаменующуюся полетами сначала в околоземном космосе, а затем и к различным небесным телам.

Большой творческий вклад в рождение практической космонавтики внесли советские ученые, такие, как С. П. Королев, М. В. Келдыш, В. П. Глушко, М. К. Янгель, Б. Н. Петров, Л. И. Седов, В. В. Парин, А. Ю. Ишлинский, А. А. Благонравов, А. М. Исаев, Г. Н. Бабакин, Ю. А. Победоносцев, М. К. Тихонравов, и ряд других. Многие из них руководили и руководят крупнейшими научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями. Их трудом и трудом многих советских ученых, инженеров, техников и рабочих закладывались теоретические и практические основы наук о космосе, создавалась и мужала отечественная ракетно-космическая техника.
Естественно, что правильное решение всех основных научно-технических проблем на основе обширных теоретических, экспериментальных и опытно-конструкторских работ могли найти только крупные коллективы ученых, инженеров, техников и рабочих.

В результате большой творческой работы советских научно-исследовательских институтов и специализированных конструкторских бюро советские люди в 1957 году, когда на орбиту был запущен первый искусственный спутник Земли, праздновали свою крупную практическую победу в освоении космоса.

Всего 40 лет отделяют запуск первого искусственного спутника Земли от Великой Октябрьской социалистической революции. Но именно на этот исторически краткий период приходятся годы гражданской войны и военной интервенции, трудовые свершения первых пятилеток, годы Великой Отечественной войны и эалечивания ран после победы над фашизмом. Тем более дорогими представляются советским людям наши замечательные победы в освоении космоса.

РОЖДЕНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ
Свершилось! Человеческий разум бросил вызов силам природы и одержал величайшую победу: на околоземную орбиту 4 октября 1957 года выведен первый советский спутник Земли! Впервые в мире земное тело утратило земные «права» и стало небесным, астрономическим. Изумленный мир следил за ним, завороженно слушал его волнующие сигналы и не переставал удивляться, словно произошло какое-то чудо. А чуда не было. Человек труда не мог в те памятные дни не испытать чувства гордости за самого себя, за всепобеждающий гений разума. Всем стало ясно: это не только событие в науке и технике — это начало новой эры в жизни человечества — эры покорения космоса.

Полет первого спутника — ПС, как скромно и буднично называли его непосредственные создатели в КБ С. П. Королева, не изгладился в памяти и по сей день.

... Начало октября. Стоит красивая золотая осень. Миллионы людей готовят Родине трудовые подарки к годовщине Октября. Подводятся итоги, намечаются новые планы. В торжественном волнении Государственная комиссия, коллектив разработчиков, испытатели, весь персонал космодрома Байконур, пока еще неизвестного миру. Большая серебристая ракета стоит на старте. Ей предстоит, преодолев оковы земного притяжения и набрав огромную скорость, выйти на околоземную орбиту. Это скоро произойдет, и тогда люди планеты, говорящие на разных языках, улыбаясь, будут произносить по-русски одно и то же слово: «Спут-ник, спут-ник, спут-ник!» Отлично работает связь с Москвой и наземными измерительными пунктами, расположенными в различных районах Советского Союза. Там тоже ждут, волнуются и тоже уверены в победе. Последние приготовления. Показания телеметрии как бы говорят: «Все системы комплекса работают нормально. Все в порядке...» Последние стартовые команды: «Ключ на старт! Протяжка!.. Продувка!.. Пуск!» А через некоторое время торжественный и вместе с тем взволнованный голос диктора Московского радио читает всему миру сообщение ТАСС.

Миллионы людей следили тогда за движением светящейся точки на звездном небе, приветствуя первого посланца Земли в космическом пространстве.

При создании и запуске первого спутника подвергались проверке научные и инженерные решения, положенные в основу конструирования аппарата, проводилась отработка ракеты-носителя для вывода объектов в космос, осуществлялись исследования прохождения радиоволн через ионосферу и экспериментальное определение плотности верхних слоев атмосферы по торможению спутника. Спутник имел массу 83,6 килограмма и просуществовал на орбите 92 суток.

Проходит совсем немного времени, и 3 ноября 1957 года в Советском Союзе осуществляется запуск второго искусственного спутника Земли. Он представлял собой последнюю ступень ракеты-носителя, в которой были расположены контейнеры с научной и измерительной аппаратурой, а также герметичная кабина с подопытным животным — собакой Лайкой. Общая масса аппаратуры, животного и источников электропитания уже составляла 508,3 килограмма.

Результаты исследований, проведенные на втором искусственном спутнике по изучению поведения животного в условиях длительного космического полета, — важный шаг в подготовке к полетам будущих космонавтов. Следующей страной, запустившей свой искусственный спутник, были США. Спутник, получивший название «Эксплорер-1», был запущен 1 февраля 1958 года и имел массу 8,3 килограмма (вместе с последней ступенью ракеты-носителя 13,8 килограмма).

15 мая 1958 года мир узнал о полете в космос третьего советского искусственного спутника Земли. Одной из первых на это событие откликнулась американская печать: «Гигантский третий спутник на орбите. Красная луна весом в полторы тонны». Американцы немного преувеличивали: масса нового советского спутника была 1327 килограммов, из которых на научную, радиоизмерительную аппаратуру и источники питания приходилось 968 килограммов. Количество выполняющихся на спутнике экспериментов, их разнообразие позволяют считать третий советский спутник прообразом космической научной станции. Применение в качестве источников питания солнечных батарей позволило получать сигналы со спутника в течение большого промежутка времени. Первые три советских спутника Земли были выведены на околоземные орбиты в основном для проведения исследований по программе Международного геофизического года. С помощью этих спутников были собраны ценные данные о плотности, давлении и составе верхней атмосферы, осуществлены первые непосредственные измерения магнитного поля Земли, проведены исследования радиации в околоземном космосе, выполнены многие другие научно-технические и медико-биологические эксперименты. Таким был первый вклад СССР в изучение и освоение космоса.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Наряду с СССР и США в последние годы космические исследования получили практическое развитие в целом ряде стран: Франции, Англии, Индии, Австралии, Японии, Канаде, Китае и других. Совместно с Советским Союзом в исследованиях космоса по программе «Интеркосмос» участвуют социалистические страны: Чехословакия, ГДР, Польша, Болгария, Румыния, Венгрия, Монголия, Куба. В 1979 году к ним присоединился Вьетнам. Каждая страна, выполняя свою национальную космическую программу или сотрудничая с другими странами, вносит в той или иной мере свой определенный вклад в дело развития мировой космонавтики. Сейчас нельзя не вспомнить некоторые главные этапы в истории развития мировой космонавтики. К наиболее значительным из них можно отнести:
  • запуск на околоземную орбиту первого спутника (СССР, 4 октября 1957 года);
  • запуск первой межпланетной автоматической станции к Луне (СССР, 2 января 1959 года);
  • первое фотографирование обратной стороны Луны (СССР, 6 октября 1959 года);
  • первый старт к планетам с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли (СССР, 12 февраля 1961 года);
  • первый полет человека в космос (СССР, 12 апреля 1961 года);
  • выход человека из корабля в космическое пространство (СССР, 18 марта 1965 года);
  • первые стыковки как автоматических аппаратов, так и пилотируемых кораблей (СССР, 30 октября 1967 года — автоматическая стыковка; США, 16 марта 1966 года — ручная стыковка);
  • первые полеты автоматических аппаратов к Луне и планетам Венере и Марсу с мягкой посадкой на их поверхности (СССР, Луна — 3 февраля 1966 года, Венера — 15 декабря 1970 года, Марс — 2 декабря 1971 года);
  • первые облеты Меркурия, Юпитера, Сатурна (США, Меркурий — 29 марта 1974 года, Юпитер — 4 декабря 1973 года, Сатурн — 1 сентября 1979 года)*;
  • первый облет Луны автоматическим аппаратом с последующим возвращением на Землю (СССР, 21 сентября 1968 года);
  • первый облет Луны человеком с последующим возвращением на Землю (США, 27 декабря 1968 года);
  • первая высадка человека на Луну с последующим возвращением на Землю (США, 20 июля 1969 года);
  • первый полет автоматического аппарата на Луну с последующим возвращением на Землю (СССР, 20 сентября 1970 года);
  • первый полет пилотируемой орбитальной станции (СССР, 7 июня 1971 года);
  • первый экспериментальный международный пилотируемый полет двух кораблей в космос (СССР—США, 15 июля 1975 года по программе «Союз»—«Аполлон»);
  • первые старты транспортных кораблей (СССР, 6 июня 1971 года — пилотируемый, 22 января 1978 года — грузовой);
  • первый полет международного экипажа на одном корабле (СССР, 2 марта 1978 года, экипаж: гражданин СССР и гражданин ЧССР). 
И каждое такое событие — крупная историческая веха на пути освоения космического пространства, большой вклад в науку, в развитие космической техники. Наряду с этим велики достижения космонавтики и в решении хозяйственных (прикладных) задач, таких, как связь, метеорология, навигация, геодезия, исследование природных ресурсов и др. Здесь также необходимо отметить интенсивность работ по изучению и освоению космоса. Если в первом космическом десятилетии в Советском Союзе было осуществлено менее 250 запусков космических аппаратов, то во втором их число увеличилось примерно в четыре раза.
Всего в мире к настоящему времени запущено более 2 тысяч автоматических аппаратов и пилотируемых кораблей.

* Кроме того, американская АМС «Пионер-10» 11 июля 1979 года пересекла орбиту Урана. Однако самой планеты «Пионер-10» «не видел», так как в этот момент она находилась в весьма удаленной точке своей орбиты.

КОСМОНАВТИКА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Окрестности земного шара и районы дальнего космоса сегодня стали гигантской научной лабораторией, где работают посланцы Земли — автоматические аппараты или пилотируемые космические корабли.

Развитие ракетно-космической техники, космические исследования и освоение космического пространства — одно из характерных проявлений современной научно-технической революции, а сама космонавтика выступает сегодня как своеобразный синтез того, что достигнуто сейчас в мире наукой и техникой. Разработка и создание ракетно-космических систем, годами работающих в космосе, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и станций и межпланетных автоматических станций ускорили развитие многих научно-технических областей, которые не связаны непосредственно с космосом. Космонавтика с ее небывало высокими требованиями к точности, надежности систем и аппаратуры побуждает сегодня многие отрасли промышленности использовать новейшие достижения науки и техники, улучшать и модернизировать производство.

Космические исследования все глубже входят в жизнь всего человечества, начинают играть все большую роль в экономике, оказывают большое влияние на повышение благосостояния народов всех стран.

Начало изучения космоса стало началом новой эры в науке. До этого времени в ряде областей науки о космосе доминировали очень смелые, но экспериментально не подтвержденные теории. Многие дисциплины получили возможность перейти к новым методам исследований, которые раньше были просто невозможны или казались нереальными.

За короткое время возникли и получили теоретическое и практическое развитие космическая физика, космическая химия, космическая медицина, космическая геология и т. д. Космические исследования обогащают нас новыми открытиями и новыми научными результатами, дают богатейший экспериментальный материал о структуре околоземного космического пространства, о Луне и ближайших планетах, о процессах, протекающих в атмосфере Земли, об активности Солнца, о строении вещества. Эти новые факты уточняют, а иногда и коренным образом изменяют представления об окружающем нас материальном мире. Например, ученые до запуска межпланетных станций не подозревали об отсутствии постоянного дипольного магнитного поля у Луны, о высоком давлении на Венере, об особенностях поверхности Луны и Марса.

С помощью автоматических межпланетных станций серий «Луна», «Зонд», «Венера», «Марс» и околоземных спутников серий «Космос», «Интеркосмос», «Протон», «Электрон», «Прогноз» и других наука обогатилась важнейшими научными сведениями, многие из которых позволяют приблизиться к познанию процессов происхождения и эволюции Вселенной. Мы уверены, что в ближайшем будущем нас ожидают новые открытия, которые приблизят нас к более полному познанию тайн природы. А изучение Вселенной — одна из наиболее широких сфер исследовательской деятельности человека, в которой диалектический процесс познания уже дал много ярких результатов.

Сам космос — гигантская, неисчерпаемая, бесконечно разнообразная лаборатория, созданная природой. Все в большей степени нуждаются в сведениях из космоса физика, химия, астрономия и многие другие науки, от которых зависит рост производительных сил общества, его прогресс.

Например, изучение космических лучей имеет огромное значение для развития ядерной физики. Поиски элементарных частиц, получение ядерных реакций и особенно изучение частиц высоких и сверхвысоких энергий связаны с исследованиями космических лучей. Трудно переоценить также значение астрофизических и радиофизических исследований для решения многих кардинальных проблем современности. Большой вклад внесли спутники и орбитальные станции в изучение квазаров и пульсаров — этих мощных источников радиоизлучений.

Космонавтика ставит ряд сложных проблем перед прикладными науками, обеспечивающими прогресс в самых различных отраслях техники. Сюда относятся: технология металлов, материаловедение, энергетика, автоматическое управление и многое другое. Причем космонавтика наряду с постановкой перед этими научно-техническими дисциплинами ряда новых требований резко стимулирует их развитие и способствует постепенному распространению этих норм и в других отраслях. Новая технология, новые приборы и агрегаты, созданные для спутников, автоматических межпланетных станций и космических кораблей, эффективно используются в повседневной практике предприятий, которые выпускают обычную «земную» продукцию. 

Например, одной из главнейших задач, поставленных перед промышленностью при создании ракет, было получение новых материалов, способных выдерживать сверхнизкие и сверхвысокие температуры, устойчивых к переменным нагрузкам и вибрациям. Такие материалы были созданы и стали широко применяться при создании разнообразных «земных» машин и механизмов. Многие металлургические процессы (например, соединение нержавеющей стали с алюминиевыми сплавами и сварка алюминиевых сплавов), разработанные для ракетно-космической техники, находят широкое применение в других отраслях промышленности. А технологическое оборудование и оснастка, изготовленные для штамповки крупногабаритных деталей корпусов ракет, используются в судостроении. 

Ограничение веса и габаритов приборов — необходимое условие успешного проведения исследований в космосе — оказало существенное влияние на прогресс в области микроминиатюризации технических средств вообще. Необычные условия эксплуатации в космическом полете, разнообразие и уникальность решаемых задач, требования высокой надежности привели к тому, что ракетно-космические комплексы стали одним из самых сложных и совершенных видов техники. 

В то же время сама организация исследований космического пространства, решение комплекса задач, связанных с этими исследованиями, оказывают и будут в дальнейшем оказывать существенное влияние на общий урозень развития техники и стимулировать ее развитие.

КОСМОС ЧЕЛОВЕКУ
Уже сегодня искусственные спутники Земли стоят на службе человека. Рассмотрим некоторые их «профессии» на примере спутников Земли, запускаемых нашей страной. Уже в первом десятилетии космической эры (1957 — 1967гг.) были созданы некоторые эксплуатационные спутниковые системы. Во втором десятилетии эти системы приобрели важное хозяйственное значение, вследствие чего сейчас все большее внимание уделяется рентабельности спутниковых систем и их практическому использованию.

Постоянно возрастающий объем информации, используемой человеком в процессе повседневной деятельности, требует расширения действующих и создания новых систем связи. Многочисленные водные преграды, горные хребты, пустыни и лесные массивы — все это представляет значительные трудности при строительстве наземных линий связи. Подсчитано, что в глобальном масштабе наиболее выгодны системы связи, работающие на основе использования искусственных спутников Земли. Рентабельны космические системы связи и для СССР, обладающего большой протяженностью территории.

23 апреля 1965 года был запущен первый советский спутник «Молния-1», вслед за которым последовали десятки других. Уже в 1967 году была введена в эксплуатацию система связи «Орбита», которая позволила организовать передачу программы Центрального телевидения в различные районы страны для населения 20 миллионов человек, а также осуществить телефонную связь и передачу газетных матриц. Если решать эту задачу наземными средствами, потребовалось бы построить много тысяч километров радиорелейных линий. В дальнейшем в СССР была разработана модификация «Молнии-1» — спутник связи «Молния-2».

В соответствии с программой дальнейшего развития систем связи и телевизионного вещания с использованием искусственных спутников Земли начиная с 22 декабря 1975 года в СССР на орбиты, близкие к стационарным, систематически запускаются спутники связи «Радуга», обеспечивающие в сантиметровом диапазоне круглосуточную телефонно-телеграфную связь и одновременную передачу цветных и черно-белых телевизионных программ на сеть станций «Орбита». Эти спутники используются для телевизионного вещания и связи с районами Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и севера страны.

В 1977 году с помощью системы «Молния» — «Орбита» (включающей спутники на эллиптической орбите типа «Молния», спутники на геостационарной орбите «Радуга» и свыше 80 наземных станций «Орбита») из Москвы в Хабаровск начата передача фотокопий газет. Газетная страница передается за 2,5 минуты, и жители Хабаровска получают девять центральных газет утром (по местному времени), как и москвичи. Сейчас в нашей стране 200 миллионов человек могут смотреть передачи Центрального и местного телевидения. Для этого, кроме систем «Молния-1», «Молния-2» и «Радуга» с приемными станциями «Орбита», построена огромная сеть наземной связи, состоящая из 2 тысяч передающих станций и большого числа радиорелейных линий.

Сейчас решается задача охватить телевидением фактически все население страны. Для этого вводится в эксплуатацию новая система стационарных спутников связи «Экран» (запуски аппаратов — с конца 1976 года). Передача с этих спутников ведется на сеть недорогих приемных устройств, от которых осуществляется трансляция на бытовые телеприемники. Сейчас работает более сотни таких установок, а в самое ближайшее время число их уже приблизится к тысяче. Экономический эффект от внедрения системы может составить сотни миллионов рублей. Это лишь один из примеров, иллюстрирующих рентабельность современной космонавтики.
Наряду с расширением отечественных систем спутниковой связи в СССР уделяется большое внимание развитию международной системы «Интерспутник», охватывающей страны социалистического содружества. В Монголии, ГДР, ЧССР, Польше, Болгарии, Венгрии, на Кубе и во Вьетнаме работают наземные станции, которые позволяют вести через спутники типа «Молния» и «Экран» программы телевидения и радиовещания, а также осуществлять телефонно-телеграфную связь между социалистическими странами.

Успешно эксплуатируется в нашей стране и космическая метеорологическая система на основе спутников «Метеор». Информация, получаемая с их помощью, позволяет составлять оперативные метеорологические карты облачности, ледового и снежного покрова, обнаруживать зарождение ураганов и определять направление и скорость их распространения, различать тип и этап развития погодных условий, обнаруживать струйные потоки в атмосфере, местные метеорологические явления (шквалы, грозовую активность), исследовать тепловой баланс Земли, определять температуру облачного покрова, поверхности суши и океанов. Эксплуатируемые с 1969 года спутники «Метеор» (а сейчас и спутники «Метеор-2») — незаменимое звено во всемирной метеорологической системе.

При ООН создана Всемирная метеорологическая организация. Создастся Всемирная служба погоды. Уже функционируют три ее главных мировых центра: в Москве, Вашингтоне и Мельбурне. В них собирается обширная информация от спутников, наземных измерительных средств, воздушных шаров, зондирующих ракет и даже от наблюдателей с кораблей и самолетов. Она приходит сюда в предварительно обработанном виде, но объем ее настолько велик, что потребовалось коренное изменение способов обработки этой метеорологической информации. Необходимой стала полная автоматизация обработки метеорологической информации с помощью быстродействующих электронных вычислительных машин, начиная от стадии регистрации сигналов спутников до построения синоптических карт и реализации численных прогнозов погоды. Эта информация сосредоточивается в мировых метеорологических центрах, затем рассылается в различные страны и таким образом становится достоянием всего человечества.

Надо заметить, что информация, собираемая метеорологическим спутником за время одного витка, в 100 раз превышает по объему данные, поступающие со всех метеорологических станций мира. Экономистами подсчитано, что точные прогнозы погоды уже сегодня помогают сохранить государству сотни миллионов рублей. А если метеорологические службы обеспечат разработку надежных прогнозов на 5 дней вперед, то ежегодно в США, по данным американских специалистов, будет обеспечен экономический эффект до 6 миллиардов долларов. Еще одним из примеров использования космической техники в народнохозяйственных целях являются навигационные космические спутники и системы (например, спутник «Космос-1000»). Применение таких средств для навигации судов морского и рыболовного флотов, самолетов гражданской авиации, для геодезических работ и т. п. позволит повысить точность определения координат объектов для потребителей и соответственно этому эффективность их работы. За счет лишь выбора оптимальных маршрутов для судов экономится в среднем 5—7 процентов ходового времени, что дает заметную экономическую выгоду.

ПОЗНАНИЕ ВСЕЛЕННОЙ
На сегодняшний день более глубокое познание окружающего Землю космического пространства, мира таинственного и еще далеко не изученного, было и остается основной целью запусков искусственных спутников Земли. Это назревшая необходимость. Ведь наша планета тысячами незримых путей связана с окружающим ее космическим пространством и процессами, протекающими в нем. Выяснение причин и зависимостей земных событий от внеземных одна из главнейших задач исследований. Уже запуски первых искусственных спутников Земли принесли важное научное открытие — существование радиационных поясов Земли. В дальнейшем сложность и объем задач, выполняемых с помощью автоматических посланцев Земли, непрерывно возрастала. Наглядным примером в этом отношении может служить, скажем, широта научных и научно-технических задач, решаемых с помощью советских искусственных спутников серии «Космос». Спутники этой серии запускаются с 16 марта 1962 года.

Спутники «Космос», оснащенные различным оборудованием, выполняют широкую программу разнообразных исследований. Число спутников этой серии уже превысило тысячу. Они, например, проводят обширные исследования околоземного космического пространства, электромагнитных излучений Солнца и звезд. С помощью спутников этой серии ведется регулярное изучение атмосферы и ионосферы, радиационного пояса и магнитного поля Земли, геомагнитных бурь и полярных сияний. С помощью «Космосов» были успешно решены многие задачи, связанные с изучением воздействия космической среды на элементы конструкций аппаратов, с отработкой их систем ориентации, электропитания, автоматической стыковки, приземления и т. д.

Орбиты спутников серии «Космос» сейчас охватывают области высот от ста пятидесяти до многих десятков тысяч километров. По мере накопления наших знаний о природе ближнего и дальнего космоса возникла необходимость в проведении специализированных и комплексных экспериментов, направленных на выполнение более сложных задач. Возможность их решения обеспечивалась дальнейшим развитием ракетной и космической техники.
Это позволило современной науке выполнить ряд важных экспериментов с помощью систем «Электрон» и космических станций серии «Протон».

Важную роль играют и внеатмосферные астрономические и астрофизические исследования, вышедшие сегодня на передний край фундаментальных проблем и проводимые при запусках спутников, на орбительных станциях и на автоматических межпланетных станциях. Еще недавно науке не были известны такие объекты исследований, как квазары, пульсары, «черные дыры». Изучение их свойств сулит значительные успехи для развития фундаментальных наук о строении и эволюции Вселенной. Большое практическое значение имеют и астрономические исследования ближайшей от нас звезды, нашего источника жизни — Солнца. 

Важный этап в исследовании Солнца и его влиянии на Землю — запуски с 1972 года советских спутников «Прогноз». Ведь наблюдения за Солнцем, проводимые за границей магнитосферы Земли, позволяют следить за изменением параметров солнечного ветра, характеристик рентгеновского и гамма-излучения Солнца, его радиоизлучения, солнечных космических лучей. Эта информация вместе со сведениями наземных обсерваторий, проводящих непрерывное наблюдение за состоянием Солнца, используется для изучения механизма солнечной активности, оказывающей значительное влияние на нашу планету.

КОСМОС – АРЕНА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Рассматривая свои достижения в изучении и освоении космоса как достояние всего человечества, Советский Союз всегда стремился и стремится, чтобы космос был ареной мира и международного сотрудничества. Наша страна осуществляет широкие международные связи в области исследования и использования космического пространства, успешно развивает сотрудничество по этим вопросам с социалистическими и другими странами. Совместная работа большинства из стран по визуальным и фотографическим наблюдениям искусственных спутников Земли началась еще в конце 1957 года, после запуска первого советского спутника.

Накопленный опыт позволил перейти с 1962 года к многостороннему сотрудничеству по наблюдению искусственных спутников. Это открыло возможности осуществления более сложных научно-исследовательских программ, требующих коллективной работы специалистов многих стран. В ноябре 1965 года в Москве (по инициативе Советского правительства) состоялось совещание представителей большинства социалистических стран, где были заложены основы будущей программы международного сотрудничества в освоении космоса. Широкий комплекс совместных исследований, который получил название программы «Интеркосмос», реализуется совместными усилиями стран социалистического содружества. В соответствии с соглашением, принятым Болгарией, Венгрией, ГДР, Кубой, МНР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией, развивается сотрудничество в области космической физики, метеорологии и аэрономии, космической связи, биологии и медицины, а с 1975 года — в области дистанционного зондирования Земли аэрокосмическими средствами.

Космические эксперименты по программе «Интеркосмос» имеют целью изучение физических свойств околоземного космического пространства, исследование влияния Солнца на структуру верхних слоев атмосферы, а в конечном итоге и на процессы, связанные с жизнедеятельностью человека на Земле. Так, например, спутник «Интеркосмос-1», запущенный 14 октября 1969 года, принес большое количество информации об активных процессах на Солнце и влиянии их на атмосферу нашей планеты. Сейчас запущено уже около 20 спутников серии «Интеркосмос».

В ноябре 1971 года в Москве представителями девяти социалистических стран было подписано соглашение о создании организации и системы космической связи «Интерспутник». Сотрудничество стран социалистического содружества в исследовании космоса неизменно расширяет свои границы.

Успешно развивается сотрудничество СССР в исследовании космоса с рядом других государств.
Так, например, большой интерес представляют советско-французские работы в области исследования и использования космического пространства. Для этих целей используются, в частности, автоматические станции серий «Луна», «Марс», «Венера», а также искусственные спутники «Ореол» и «Прогноз».

С помощью советских ракет-носителей выводились на орбиту французские спутники СНЕГ-3, MAC, индийские спутники «Ариабата» и «Бха-скара».

Все более важное значение приобретают полеты пилотируемых кораблей по программе международного сотрудничества. Начало было положено 15 июля 1975 года стартами советского корабля «Союз-19» (летчики-космонавты СССР А. А. Леонов и В. Н. Кубасов) и американского корабля «Аполлон» (астронавты Т. Стаффорд, В. Бранд и Д. Слейтон). Стыковка и совместный экспериментальный полет кораблей СССР и США явились важным шагом в развитии советско-американского научно-технического сотрудничества.
Уже в течение ряда лет ведется сотрудничество между советскими и американскими учеными и по ряду других направлений изучения и использования космического пространства. Между странами проводится оперативный обмен разнообразной информацией о результатах научных исследований.

В десятой пятилетке открыта новая страница в летописях космических исследований и международного сотрудничества, когда несколько стран объединили свои усилия в осуществлении пилотируемых полетов на кораблях «Союз» и орбитальной станции «Салют-6». На ее борту в декабре 1977 по сентябрь 1980 года несли трудовую вахту 16 летчиков-космонавтов из СССР и 6 из других социалистических государств. При этом советские летчики-космонавты В. В. Рюмин и Ю. В. Романенко летали на станцию «Салют-6» дважды. Объем и глубина полученных сведений в области исследования природных ресурсов, космического производства и технологии, медицины и биологии настолько значительны, что специалистам социалистических стран предстоит еще достаточно продолжительное время для их изучения. История всегда будет помнить первые космические полеты на советских кораблях «Союз» космонавтов из социалистических стран: В. Ремека (ЧССР), М. Гермашевского (ПНР), 3. Йена (ГДР), Г. Иванова (НРБ), Б. Фаркаша (ВНР), Ф.Туана (СРВ) и А. Тамайо Мендеса (Республика Куба).

В ближайшем будущем роль международного сотрудничества разных государств в исследовании космоса должна возрасти. Такое сотрудничество охватит значительно большее число стран и позволит еще эффективнее изучать и осваивать космос. Космонавтика все чаще будет служить основой для научно-технического сотрудничества разных стран, способствовать взаимопониманию между ними.

ПИЛОТИРУЕМЫЕ КОРАБЛИ И ОРБИТАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ
Одно из центральных мест в советской космической программе занимают околоземные пилотируемые полеты.
12 апреля 1961 года советский летчик-космонавт Ю. А. Гагарин совершил первый в мире орбитальный полет.

По космическим трассам, проложенным Юрием Гагариным, вышли в просторы космоса другие советские и американские космонавты (первый орбитальный полет в США был совершен Джоном Гленном 20 февраля 1962 года на космическом корабле «Меркурий»). Навсегда в историю советской космонавтики войдут имена Г. С. Титова, А. Г. Николаева, П. Р. Поповича, В. Ф. Быковского, В. В. Терешковой и всех других, летавших после них в космос. Их мужеством может гордиться все человечество. Каждый новый полет вносил существенный вклад в развитие науки и техники, был подъемом на очередную ступеньку бесконечной лестницы, ведущей к овладению космосом. 

К началу 70-х годов нашими учеными, инженерами, техниками, рабочими, космонавтами, испытателями был решен комплекс сложных задач создания орбитальных научных станций и транспортных кораблей. Этому способствовали и полеты советских пилотируемых кораблей по программам «Восток» и «Восход», позволившие человеку сделать первые шаги в космос, и создание многоцелевых космических кораблей «Союз», обеспечивших отработку всех необходимых систем, элементов аппаратуры и принципов управления орбитальными станциями. Целиком и полностью оправдался научно-технический прогноз С. П. Королева, который о декабре 1961 года писал в статье «Советская страна стала берегом Вселенной!»: 

«Будущие орбитальные аппараты и корабли-спутники должны обладать необходимой маневренностью при движении в космосе, а также при стыковке на орбите и иметь возможность сравнительно длительного нахождения в космическом полете, порядка 15—30 суток. Кроме того, для членов экипажа корабля должны обеспечиваться не только нормальные жизненные и рабочие условия, но и определенный комфорт и удобства, например, такие, как возможность принять душ либо совершить прогулку типа комнатной, а в дальнейшем, вероятно, и с возможностью выхода из корабля в космическое пространство». 

Сейчас мы видим, что эти требования реализованы в пилотируемых космических кораблях «Восход», «Союз», на орбитальных станциях «Салют». В самом деле, многоместный корабль «Восход-2» был снабжен шлюзовым отсеком и оборудованием для выхода человека в открытое космическое пространство. 18 марта 1965 года впервые в истории космонавт А. А. Леонов вышел в открытый космос, провел комплекс исследований и вернулся в корабль.

Совершенная конструкция и оборудование кораблей серии «Союз», высокие маневренные свойства позволяют использовать их в качестве научных орбитальных лабораторий и пилотируемых транспортных средств. Разнообразные по составу аппаратуры и решаемым задачам орбитальные станции «Салют» вместе с кораблями «Союз» и «Прогресс» сегодня стали постоянными тружениками в околоземном космическом пространстве. Сейчас пилотируемые орбитальные средства способны в течение многих недель и месяцев находиться в космическом полете, а их экипажи проводят большой объем исследований и наблюдений, имеющих огромное не только научное, но и практическое значение. Например, очень продуктивны новые методы, использующие фотографирование Земли из космоса. 

Так, в районе Ферганской межгорной впадины, изучавшейся в течение 60 лет, были выявлены 102 локальные структуры на нефте-газоносность. По космическим снимкам всего за три месяца работы было определено 84 новых участка, перспективных на нефть и газ. Большой экономический эффект получен в результате обработки фотоснимков полуостровов Мангышлак и Бузачи на восточном побережье Каспийского моря, выполненных экипажем орбитальной станции «Салют-3» — П. Поповичем и Ю. Артюхиным. Геологическое дешифрирование фотографий этих районов на площади около 40 тысяч квадратных километров позволило выявить 67 структур, перспективных на поиск нефти и газа. 

Во время полетов на орбитальной станции «Салют-5» космонавты В. Горбатко и Ю. Глазков в интересах геологов уточняли границы разломов на южном склоне Большого Кавказского хребта и в районе озера Севан. По заказу гляциологов они вели наблюдения за ледниками на Памире, по просьбе океанологов определяли границы океанских течений и места скопления планктона, проводили космическое фотографирование различных районов территории СССР. При этом за пять минут фотографирования из космоса можно отснять территорию, на съемку которой с борта самолета потребовалось бы 1,5—2 года. В общем, сейчас налицо проявляется переход от экспериментов к промышленному природоведению.

Специфические особенности космической среды позволяют организовать на орбитальных станциях работы по космической технологии, в том числе по созданию разнообразных материалов с ранее неизвестными свойствами, новых химических и биологических препаратов и медикаментов. Это и сплавы с новыми свойствами, и нитевидные кристаллы, и изделия сложной формы с улучшенными свойствами и однородной структурой, и полупроводники с повышенной макро- и микрооднородностью для качественно новых элементов, и лекарственные препараты для онкологии, гематологии, генной инженерии, и материалы с оптически точными поверхностями, и многое другое. Эксперименты по космической технологии и производству в космосе с помощью орбитальных станций только начались, но уже сейчас ощущается, что в будущем может быть получен огромный экономический эффект (до 50 миллиардов долларов в год, по оценкам зарубежных специалистов).

Важные для науки и практики результаты исследований были получены в ходе длительного полета орбитальной станции «Салют-6», отличающейся от своих предшественниц еще более совершенной аппаратурой и повышенными возможностями эксплуатации (наличие двух стыковочных узлов, возможность совместной работы с транспортными грузовыми кораблями «Прогресс» и др.). Именно с этой станцией 3 марта 1978 года состыковался «Союз-28» с международным экипажем (СССР — А. Губарев, ЧССР — В. Ремек), а через две недели завершился длительный пилотируемый полет космонавтов Ю. Романенко и Г. Гречко (96 дней). В том же году советская наука и техника добились нового выдающегося успеха — 2 ноября успешно завершен еще более продолжительный и трудный пилотируемый полет — продолжительностью 140 суток — космонавтов В. В. Коваленка и А. Н. Иванченкова на борту той же орбитальной станции «Салют-6». Богат космическими событиями был и 1979 год. 25 февраля на орбиту успешно выведен космический корабль «Союз-32», пилотируемый экипажем в составе командира корабля В. Ляхова и бортинженера В. Рюмина. В тот же день была осуществлена стыковка этого корабля с орбитальной станцией.

До 19 августа несли 175-суточную научную вахту В. Ляхов и В. Рюмин.

Четвертая длительная экспедиция на борту станции «Салют-6» началась в апреле 1980 года и продолжалась по октябрь того же года. Командиром станции теперь стал Л. И. Попов, бортинженером — В. В. Рюмин.

Многомесячные полеты советских космонавтов, полеты международных экипажей из представителей социалистических стран, их героический труд, широкая программа новых научно-технических и медико-биологических исследований вызвали огромный интерес и неослабное внимание во всем мире.

ИССЛЕДОВАНИЯ ЛУНЫ И ПЛАНЕТ
Важную роль в космонавтике играют исследования Луны и планет с помощью средств современной ракетно-космической техники. И в этом направлении СССР добился больших научных и практических результатов. Почти на всех узловых этапах проникновения в космос мы прокладываем путь другим исследователям, решая сложнейшие задачи, которые встают при подготовке к новым стартам.

Вспомним, например, путь, пройденный нами по лунным трассам. Еще не улеглось в памяти человечества волнение, вызванное известием, что Земля в 1957 году обзавелась первым искусственным спутником, а планету облетела новая сенсационная весть: советская автоматическая станция «Луна-1» 2 января 1959 года устремилась к Луне. В мировой печати она получила поэтическое название «Мечта». Через несколько дней станция «Луна-1» пролетела вблизи Луны на расстоянии менее 600 километров от ее поверхности и, выйдя на гелиоцентрическую орбиту, стала первой в мире искусственной планетой солнечной системы. Этот полет позволил осуществить комплекс важнейших экспериментов по исследованию межпланетной среды. Впервые была реализована возможность проведения прямых научных измерений по широкой программе на очень больших расстояниях от Земли. В частности, было установлено отсутствие заметного магнитного поля вблизи Луны и зарегистрированы потоки ионизированной плазмы, получившие название «солнечного ветра». А затем начались регулярные исследования Луны с помощью других советских аппаратов серий «Луна» и «Зонд» и американских автоматических аппаратов серий «Пионер», «Рейнджер», «Сервейер». 14 сентября 1959 года советская станция «Луна-2» совершает первую в истории жесткую посадку на поверхность Луны в районе Моря Ясности. При подлете приборы станции передали на Землю комплекс первых экспериментальных данных о физических свойствах Луны.

А через двадцать дней был запущен третий советский лунник — станция «Луна-3», которая впервые в истории сфотографировала обратную сторону Луны, дав в руки ученым массу уникальной информации. Советские ученые тщательно проанализировали полученные фотографии и по праву первооткрывателей назвали новые моря и кратеры. С тех пор на всех глобусах Луны навсегда зафиксированы Море Мечты, Море Москвы, кратер Циолковского. Завершающим научным экспериментом первого этапа космических исследований Луны можно считать полет советской автоматической станции «Зонд-3», которая в июле 1965 года завершила фотографирование обратной стороны Луны.

Полеты советских станций «Луна-4» — «Луна-8» в период 1963—1965 годов и нескольких американских аппаратов серии «Рейнджер» позволили продолжить исследования Луны и окололунного пространства. Во время этих полетов советские ученые провели экспериментальную отработку систем астроориентации, управления бортовой радиоаппаратурой, а также элементов мягкой посадки на поверхность Луны. Последняя задача впервые в мире была решена станцией «Луна-9» 3 февраля 1966 года. Тогда же станция передала первые панорамы района посадки (Океан Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий). Американский космический аппарат «Сервейер-1» в июне того же года также совершил мягкую посадку в районе Океана Бурь, недалеко от кратера Флемстид, и передал научную информацию с места прилунения.

В нашей стране ведущая роль при изучении Луны и других небесных тел солнечной системы в настоящее время отводится автоматическим аппаратам, которые в конечном счете в 5—10 и более раз дешевле пилотируемых. Они позволяют передавать информацию даже оттуда, где людям побывать почти невозможно (например, с Венеры).
В этом плане станция «Луна-16», возвратившаяся в сентябре 1970 года на Землю с образцами лунного грунта, еще раз продемонстрировала огромные возможности, которые открывают перед человечеством автоматические аппараты. Последующие полеты станций «Луна-20» (февраль 1972 года) и «Луна-24» (август 1976 года) с посадкой в горном районе и бурением до глубины около двух метров являются ярким подтверждением широких научно-технических возможностей автоматов. К ним также следует добавить многочисленные исследования с окололунных орбит (начатых 3 апреля 1966 года станцией «Луна-10») и непосредственно в различных районах Луны передвижными самоходными аппаратами («Луна-17» — ноябрь 1970 года, «Луноход-1», «Луна-21» — январь 1973 года, «Луноход-2»).

Наиболее существенная страница космической летописи, вписанная американскими исследователями в науку, — первая экспедиция людей на Луну (июль 1969 года, «Аполлон-11»). Это было главной целью всех американских планов второго десятилетия космической эры. После «Аполлона-11» США произвели еще шесть запусков космических кораблей на Луну (один запуск неудачный — «Аполлон-13»), а затем прекратили полеты к Луне, сосредоточив внимание на околоземном космосе и исследовании планет.

В целом грандиозная лунная эпопея, начатая запуском первого советского «лунника» в 1959 году, принесла людям огромное количество важной научной информации о нашем естественном спутнике.

Если резюмировать, насколько пополнились за прошедшие    два    десятилетия     наши     знания о Луне, то картина представится такой. До полетов автоматических станций и экспедиций человека на Луну:

  • неизвестен состав лунного грунта и структура лунных недр;
  • изучалось лишь около 60 процентов лунной поверхности (из-за того, что Луна обращена к Земле одной стороной);
  • не было известно о магнитном поле и структуре гравитационного поля. 


После полетов:

  • определен химический и минералогический состав и возраст Луны (4,5 Х 10 9 лет), при этом обнаружено, что «моря» состоят из базальтовых пород, а материки — из анортозитов;
  • поверхность покрыта реголитом (легкая рыхлая порода) с толщиной залегания от долей метра до 10—20 метров;
  • доставлено на Землю более 420 килограммов образцов грунта из 9 районов Луны;
  • построены карты обратной стороны, атлас и глобус Луны;
  • не обнаружено сильное дипольное поле (как у Земли), но найдены постоянное магнитное поле и магнитные аномалии, построена модель гравитационного поля Луны и открыты аномалии силы тяжести (масконы);
  • определена средняя плотность Луны (3,35 г/см3, в то время как у Земли она 5,52 г/см3) и выяснено, что Луна имеет кору до глубины 56—105 километров, то есть толще земной коры, а ядро имеет диаметр всего 100—200 километров, содержит много железа и находится, по крайней мере, в полурасплавленном состоянии;
  • в части сейсмичности обнаружено, что на глубинах 1000 километров находится зона, через которую не проходят поперечные сейсмические колебания. Признаков вулканической деятельности не обнаружено (разве лишь наземное наблюдение Н. А. Козырева в ноябре 1958 года, американские наблюдения в октябре 1959 года).
Нет сомнений, что систематические исследования Луны в будущем обогатят науку новыми сведениями, важными для теории и, возможно, для практики.

Важное место в советской космической программе отводится исследованиям Венеры. Изучение Венеры, так же как и Луны, сейчас ведется с помощью автоматических межпланетных станций. Здесь прежде всего следует вспомнить первый в мире полет советской автоматической станции «Венера-1» (запуск 12 февраля 1961 года), которая в мае 1961 года достигла окрестностей планеты, пролетев на расстоянии менее 100 тысяч километров от ее поверхности. Межпланетная трасса Земля—Венера была освоена. В августе следующего года в сторону Венеры был запущен в США аппарат «Маринер-2», который прошел на расстоянии 40 тысяч километров от поверхности планеты и передал некоторые новые сведения о Венере.

Далее следует вспомнить полет станции «Венера-3», которая 1 марта 1966 года достигла поверхности планеты и доставила на нее вымпел с гербом Советского Союза, а также полеты станций «Венера-4» — «Венера-6» в 1967—1969 годах, совершивших спуски в атмосфере и определивших ее физические характеристики.

Начало прямым измерениям на поверхности планеты Венера было положено станцией «Венера-7», когда спускаемый аппарат 15 декабря 1970 года совершил посадку на ее поверхность. А 22 и 25 октября 1978 года спускаемые аппараты станций «Венера-9» и «Венера-10» совершили мягкие посадки и передали четкие телевизионные панорамы поверхности планеты. Орбитальные отсеки этих станций были выведены на околопланетные орбиты и тем самым созданы искусственные спутники Венеры. Наконец, в начале декабря 1978 года в атмосфере Венеры опустились американские космические аппараты, а в конце декабря осуществили мягкие посадки на поверхность планеты советские посланцы — спускаемые аппараты станций «Венера-11» и «Венера-12».

Что же узнали мы с помощью автоматических аппаратов об этой загадочной планете? До полетов автоматических станций на Венере предполагалось:

  • наличие воды;
  • аналогичность земной атмосфере;
  • низкая освещенность у поверхности;
  • благоприятные условия для различных форм жизни и т.д.
После полетов выяснилось следующее:
  • отсутствие воды;
  • давление у поверхности в 100 раз выше земного, температура до 500 °С, по составу: СО2 — 95—98%, наличие сернокислых облаков;
  • хорошая освещенность у поверхности (до 10000 люкс);
  • базальтовая поверхность с острыми камнями;
  • неблагоприятные условия для жизни на поверхности Венеры.
Советские аппараты буквально заново открыли Венеру. Посадочными аппаратами станций «Beнера-9» и «Венера-10» были получены уникальные снимки поверхности планеты. В условиях высокого давления и температуры ученые ожидали увидеть сглаженные очертания ландшафта и поверхностных образований. Однако на снимках в основном наблюдаются камни с острыми углами, что, возможно, свидетельствует о тектонической активности планеты. А в начале 1979 года ученые получили дополнительную информацию. Американская автоматическая станция «Пионер—Венера-1», обращающаяся по орбите вокруг Венеры, обнаружила на ее поверхности гигантскую рифтовую долину глубиной в несколько километров, которая тянется с востока на запад в южном полушарии. Она имеет ширину от 240 до 320 км и протяженность более тысячи километров и образовалась в результате сдвига венерианской коры. Это также свидетельствует, по мнению ученых, что на Венере происходят сходные с земными тектонические процессы.

Первым космическим аппаратом, стартовавшим к Марсу, была советская автоматическая станция «Марс-1», запущенная 1 ноября 1962 года. Во время полета была получена научная информация, в том числе о характере солнечного ветра, о магнитных полях и метеорных потоках. 19 июня 1963 года станция прошла на расстоянии 195 тысяч километров от планеты. Так была впервые проложена межпланетная трасса к Марсу.

Позднее к Марсу запускались советский аппарат «Зонд-2» и американские аппараты серии «Маринер» (в частности, № 4, 6 и 7), продолжившие научные исследования и передавшие первые фотографии при подлете к планете. Следующий важный этап в изучении Марса наступил в 1971 году, когда наблюдалось великое противостояние Марса и Земли (и расстояние между ними было наименьшим — 56,2 млн. км). 19 и 28 мая в СССР был осуществлен запуск новых межпланетных станций «Марс-2» и «Марс-3». Автоматическая станция «Марс-2», преодолев расстояние около 470 млн. км, 27 ноября 1971 года вышла на орбиту искусственного спутника Марса.

При подлете автоматической станции к планете от нее была отделена капсула, доставившая на поверхность Марса вымпел с изображением герба Советского Союза. Таким образом, Марс стал третьим небесным телом, на котором находятся вымпелы нашей страны. А через несколько дней, 2 декабря 1971 года, впервые в истории космонавтики спускаемый аппарат автоматической станции «Марс-3» совершил мягкую посадку на поверхность планеты Марс. Орбитальный аппарат станции «Марс-3» стал искусственным спутником Марса.

В результате многомесячного полета спутников Марса были получены ценные научные данные. Наряду с информацией, поступившей с советских межпланетных станций, было получено много снимков с американского аппарата «Маринер-9», запущенного в мае 1971 года и успешно функционировавшего в период после прекращения пыльной бури на Марсе. Через два года, в 1973 году, исследования Марса (с орбиты спутника планеты и на ее поверхности) были продолжены советскими станциями «Марс-4» — «Марс-7», а в 1976 году — американскими аппаратами «Викинг». Что же дали науке полеты автоматических аппаратов к Марсу?

До полетов автоматических межпланетных станций предполагалось:

  • наличие «каналов» на Марсе;
  • наличие жизни в тех или иных формах;
  • Марс — старая планета со сглаженным рельефом;
  • небо темное и освещено мало. 
После полетов советских и американских автоматических межпланетных станций обнаружено:
  • множество  кратеров,  вулканы,  каньоны;
  • атмосфера более чем в 100 раз разрежена по сравнению с Землей;
  • небо розовое и очень светлое;
  • горы   на Марсе молодые  и  выше земных, много долин, трещин и др.
До посадки американского «Викинга» (1976 г.) ученые предполагали, что марсианский ландшафт похож на лунный. Однако на первых же снимках Марса, переданных на Землю из района посадки, глазам ученых предстала такая картина: почти земная пустыня, красновато-бурая почва, острые камни на переднем плане, песчаные фоны на заднем. Как оказалось, небо на Марсе в 100 раз ярче, чем предполагали до посадки «Викинга». Обнаружены признаки вулканической и ветровой деятельности, открыты гигантские горы, каньоны протяженностью несколько тысяч километров, образования, похожие на высохшие русла, и т. д. 

Ранее предполагалось, что полярные шапки Марса состоят из замерзшей углекислоты. Исследования, проводимые с борта орбитальных аппаратов, уточнили эти представления. Трудно переоценить важность открытия запасов воды на Марсе. Ведь там, где есть вода, при определенных условиях будет и жизнь. Однако прямых указаний на существование марсианских форм жизни пока не обнаружено, хотя данные биологических анализов дали интересную информацию. Луна, Венера, Марс — это своеобразные мишени советской и американской космической техники как сегодняшнего дня, так и недалекого будущего, в направлении которых будут продолжены старты автоматических межпланетных станций.

Важные научные сведения были получены в США при изучении Меркурия и Юпитера с помощью    автоматических    межпланетных    станций. Так, до полетов к Меркурию:

  • данные о поверхности планеты отсутствовали;
  • предполагалось, что, возможно, имеются спутники планеты.
После полетов установлено:
  • весьма высокая близость поверхности к лунной по структуре;
  • получено  на снимках до 40% поверхности при трех пролетах;
  • отсутствие спутников планеты. 
Значительные достижения и в изучении самой большой планеты солнечной системы — Юпитера. Эту планету исследовали американские космические аппараты «Пионер-10» и «Пионер-11» (пролетевшие в сотне тысяч километров от ее поверхности) и в 1979 году аппараты «Вояджер-1» и «Вояджер-2» (предназначенные для последовательного изучения нескольких внешних планет солнечной системы). До полетов автоматических станций к Юпитеру:
  • неизвестны характеристики магнитного поля и радиационных поясов;
  • неизвестно соотношение водорода и гелия в атмосфере;
  • наличие воды не предполагалось;
  • неясна природа Большого Красного Пятна и его состав;
  • неясен источник излучения электронов в магнитосфере;
  • непонятна природа изменения блеска спутника Юпитера Ио;
  • неточно известно распределение масс и плотностей спутников Юпитера. 
После полетов станций:
  • установлено магнитное поле и радиационные пояса в 100 раз больше земных по напряженности и протяженности;
  • подтверждено существование гелия и большая близость к солнечному составу;
  • определено примерное соотношение водорода и гелия (3,4:1 при давлении 1 бар и температуре 150—175° Кельвина);
  • обнаружена вода в атмосфере;
  • определен химический состав Большого Красного Пятна и получены аргументы в пользу его вихревого характера;
  • открыты механизмы циклического ускорения электронов и выброса их в межпланетное пространство;
  • установлена связь изменения блеска Ио с выходом его из тени Юпитера и испарением водяного льда;
  • открыта атмосфера спутника Ио;
  • уточнены массы и размеры спутников Юпитера, установлено заметное снижение их плотностей по мере удаления от Юпитера. 
Так с помощью средств современной космонавтики изменяются представления о планетах солнечной системы, о процессах, происходящих во Вселенной.

В своем движении вперед человечество неизменно мобилизует имеющиеся возможности и опирается на наивысшие технические достижения. Это позволяет производить научный поиск в различных сферах деятельности, расширяя их и изыскивая новые направления развития. Процесс проникновения во Вселенную будет и в дальнейшем происходить во всевозрастающем темпе. И хотя космос покорить нелегко, можно с уверенностью сказать, что многовековая мечта человечества сбудется.

В.П. Сенкевич



(c) Юрий Морозевич, Москва, 2001-2007
Hosted by uCoz