БиографияАльбомыОткрыткиДругие картины

 
 
ЛУНА И ОКОЛОЛУННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Луна все еще остается своеобразным научно-техническим «полигоном», где выполняется разнообразная программа научных исследований и проводится всесторонняя проверка правильности выбора инженерных решений и работоспособности конструкций и систем в условиях резкого перепада температур, вакуума, низкого уровня гравитации. Путем эксплуатации стационарных и передвижных автоматических средств, функционирующих на Луне и в окололунном пространстве, получены новые сведения о ее физико-химических характеристиках, расширены наши представления о происхождении и строении Вселенной. Накоплен необходимый опыт и практический материал для создания новых космических аппаратов различного назначения.
Применение для изучения Луны автоматических стационарных и передвижных устройств принципиально расширило районы возможных исследований. Фундаментально изучается обратная сторона Луны, полярные и высокогорные ее зоны. Внимание, уделяемое Селене, объясняется не только тем, что она является ближайшим к нам и, следовательно, наиболее доступным для различных экспериментов небесным телом, но и тем, что, будучи естественным спутником Земли, она по целому ряду характеристик типична для определенной группы планет Солнечной системы.
Кроме того, науке нужны наблюдения за небесными светилами из космического пространства. Эти наблюдения можно проводить с орбиты спутника Земли, но, пожалуй, наиболее рационально вести их с поверхности Луны. Это позволяет наблюдать излучение звезд и других астрономических объектов во всем диапазоне их спектра, что невозможно осуществлять с Земли, ввиду того, что атмосфера пропускает далеко не все излучения.

Составлена полная селенографическая карта, в основу которой легла созданная два десятилетия назад первая карта обратной стороны Луны. При этом интересно отметить, что исследованию подвергались не только поверхностные, но и глубинные слои лунного грунта, достигавшие десяти и более метров. Особенно внимательно изучались районы выбросов породы из лунных кратеров. Для изучения физико-механических свойств грунта применялись самые разнообразные приборы. Химический анализ проводился как на Земле по результатам экспедиций пилотируемых кораблей и автоматических аппаратов, так и непосредственно на Луне с помощью рентгеновских спектрометров и других высокоточных анализаторов. Основные исследования проводились и проводятся различными странами по международной научной программе. Селенологи в составе участников пилотируемых экспедиционных полетов на Луну проводили интересные наблюдения. Для них важно было изучить на Луне процессы образования гор и других поверхностных формирований. Результаты этих исследований сравнивались с результатами геологических экспедиций на Земле. Получены важные для науки данные.

Гравиметрические исследования, поиски воды в грунте, сейсмические измерения, лазерная локация Луны, изучение тепловых потоков, проявлений вулканической деятельности и многое другое было и является предметом изучения по программе исследования Луны. Изучение Луны проводится как с орбиты ее спутников, так и на поверхности. 
Неоценимую помощь оказывают автоматические луноходы. С их помощью проводится обширный комплекс разнообразных научно-технических экспериментов. При этом прямая связь с Землей становится вовсе не обязательной. Луноходы давно уже выходят за пределы радиовидимости с Земли, изучая невидимую сторону Луны. Информация на Землю при этом передается через искусственные спутники Луны и станции, расположенные в точках либрации, то есть местах, где силы притяжения Земли и Луны взаимно уравновешиваются.

Например, одна из таких точек находится на расстоянии 50 тысяч километров от лунной поверхности, на линии, соединяющей центры Земли и Луны. Станция, помещенная в этой точке, обращается относительно Земли вместе с Луной и всегда находится в зоне прямой видимости с одних и тех же точек поверхности Луны. Естественно, что положение такой станции оказывается удобным для связи с Землей, а также для решения некоторых транспортных задач в системе «орбита Земли — орбита Луны».

На повестке дня стоит вопрос о превращении всей сети спутников в околоземном и окололунном пространстве в единую гигантскую антенную систему, которая в будущем будет способна надежно управлять движением космических кораблей не только в Солнечной системе, но и за ее пределами.
А пока по аналогии с земными автомобилями и вездеходами значительно расширился круг задач, решаемых луноходами. Теперь они бороздят различные районы Луны, выполняя роль небольших самоходных установок для сопровождения космонавтов, передвигающихся пешком, используются в роли транспорта, а также в виде передвижных автоматических лабораторий. Ведутся эксперименты по использованию луноходов при строительстве лунных баз.
На Луне создается автоматическая «служба Луны» — постоянно действующее инженерное сооружение, включающее в себя спутники на окололунных орбитах, стационарные автоматические лунные базы в наиболее интересных с научной точки зрения районах, передвижные луноходные установки, комплекс автоматических средств для обеспечения «службы Луны» оборудованием и материалами, а также специальные помещения для размещения в случае необходимости персонала, обслуживающего эту своеобразную «лунную лабораторию».

Основную работу и длительные систематические исследования выполняют автоматы. Человек контролирует результаты экспериментов и ведет лишь специальные комплексные исследования, которые автоматами выполнять пока затруднительно. Он также проводит профилактические работы по системе «службы Луны», проводит подготовительные, строительные и монтажные работы по созданию постоянно действующей научной обитаемой базы.

На Луне осуществляются селенологические исследования, включая глубокое бурение и поиски минеральных ресурсов.

На Земле же оценивается эффективность дальнейшего освоения Луны, определяются облик и основные параметры лунной базы, уточняются пути технической реализации возникающих проблем.

К разработке и дальнейшему усовершенствованию «службы Луны» привлекаются наиболее опытные и квалифицированные коллективы научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Тысячи специалистов разных профилей ищут новые конструктивно-технические решения, закладывают основы перспективных космических средств.

С постоянной деятельностью человека на Луне в начале нового тысячелетия связано много новых надежд, вплоть до постройки на ее поверхности промышленных предприятий. Ясным становится и то, что дальнейшее освоение Луны потребует новых решений в сфере транспорта и строительства.

Например, для доставки на Луну грузов будет использоваться «тихоходный» транспорт с электрореактивными двигателями малой тяги. Полет такого корабля по трассе «Земля — Луна» будет занимать от одного до трех месяцев. Грузовые лунные корабли могут быть беспилотными, управление ими обеспечит автоматика. 
 

Однако основные транспортные системы в эпоху освоения Луны должны быть многоразовыми, ибо это намного эффективнее и экономически выгоднее. Одноразовые системы могут применяться для доставки на Луну крупногабаритных конструкций, топливных емкостей и жизненно важных для длительного функционирования лунной базы компонентов, таких, как кислород, вода, топливо и др.
На окололунной орбите наряду с автоматическими спутниками «службы Луны» создается лунная орбитальная станция. К ней будут причаливать космические пилотируемые корабли вместо того, чтобы осуществлять посадку непосредственно на поверхность Луны.

Сообщение между станцией и Луной будет осуществляться более легким транспортом. Такая система даст экономию топлива за счет исключения для тяжелого корабля необходимости дважды преодолевать притяжение Луны — при посадке и старте с ее поверхности.

Сама окололунная орбитальная станция по аналогии с околоземными станциями будет мощным научно-исследовательским комплексом для всестороннего изучения Селены. Она будет непрерывно достраиваться и расширяться за счет присоединения новых отсеков, необходимых для научно-исследовательской работы, жилья, обслуживания лунных кораблей и кораблей системы «околоземная орбита — окололунная орбита», проведения ремонтных работ и т. д.

Чтобы обеспечить комфорт в жилых отсеках и нейтрализовать влияние невесомости, станция, как и ее околоземные «сестры», будет вращаться вокруг своей оси, иметь тороидальную форму с цилиндрической рабочей частью.

Лунные транспортные корабли системы «околоземная орбита— окололунная орбита» со временем будут иметь и ядерные ракетные двигатели большой тяги, что сократит время перелета до 10—12 часов.

Широкое применение в освоении космоса найдут сначала ядерные двигатели с твердофазной активной зоной, обеспечивающие получение энергетических характеристик, более чем в два раза превосходящих параметры двигателей на химическом топливе.

Опыт разработки таких двигателей послужит основой для создания ядерных двигателей с газофазной активной зоной, в несколько раз более мощных, чем двигатели с твердыми тепловыделяющими элементами. На повестку дня скоро встанут также вопросы создания термоядерных ракетных двигателей и даже фотонных. Однако в окончательном виде фотонный двигатель может быть реализован только после того, как будет создан мощный источник энергии, использующий аннигиляцию материи и антиматерии.

Очевидно, все правовые аспекты применения ядерного двигателя и других высокоэнергетических систем будут неукоснительно соблюдаться странами — создателями подобной техники, и гарантируют безопасность эксплуатации и незасорения космического пространства вблизи Земли.

В период широкого освоения Луны очевидно будет создана космическая спасательная служба. Ее корабли окажут помощь экипажам транспортных аппаратов, потерпевших аварии в космосе, а при необходимости и целесообразности ремонта — возвратят в строй поврежденные аппараты. Если же ремонт окажется нецелесообразным, то они будут уничтожены или же уведены в малопосещаемые районы космоса. В этих же целях будет развита специальная сеть систем связи и навигации, состоящая из наземных и различных орбитальных установок и обеспечивающая пилотируемые космические корабли точной информацией для полетов по заданным траекториям. Безопасность полетов значительно повысится.

На поверхности Луны и в ее недрах будет создаваться лунная база для размещения специалистов по освоению и изучению нашей небесной соседки. Позднее здесь же будут строиться автономные комплексы для производства жидкого водорода, кислорода и других видов топлива, а также промышленной эксплуатации ее природных ресурсов. Вряд ли окажется целесообразным эти продукты лунного производства доставлять на Землю; по-видимому, они будут нужны на самой Луне для обеспечения баз и других поселений общественного и жилого назначения.
К началу нового тысячелетия могут быть сделаны самые неожиданные фундаментальные открытия. Поэтому наш прогноз возможно и не столь утопичен, а скорее, наоборот, может оказаться консервативным. Что ж, время покажет и внесет свои коррективы. А пока человечество обдумывает планы дальнейшего освоения Луны, подсчитывает выгоды, анализирует затраты и вложения, а их предстоит сделать достаточно: и по созданию постоянно действующей лунной базы, и по сооружению космопорта на Луне (для полетов экспедиций человека к дальним планетам), и наконец, работы по промышленной эксплуатации лунных природных ресурсов и строительству будущих поселений на Луне. Да, к проблемам освоения Луны нужно подходить осторожно, тщательно взвешивая все «за» и «против», оценивая вложения и получаемый эффект.
 



(c) Юрий Морозевич, Москва, 2001-2007
Hosted by uCoz