В результате запусков искусственных спутников Земли, полетов автоматических
станций к Луне и в дальний космос был накоплен большой научно-технический
опыт, что позволило советским ученым и инженерам приступить к непосредственной
подготовке полета человека в космическое пространство.
Чтобы осуществить первый космический полет человека, необходимо было
|
С целью подготовки полета человека в космическое пространство, испытания
и отработки конструкции и систем космического корабля в 1960—1961 годах
в нашей стране были осуществлены полеты пяти экспериментальных кораблей-спутников.
Первый корабль-спутник был выведен на околоземную орбиту 15 мая 1960 года. Вся аппаратура и командная радиолиния управления кораблем функционировали нормально. На 64-м витке орбитального полета с Земли была подана команда на включение тормозной двигательной установки. Однако в результате неисправности, появившейся к тому времени в одном из приборов системы ориентации, направление тормозного импульса отклонилось от расчетного, и корабль-спутник перешел на новую эллиптическую орбиту. Отделение же герметической кабины от корабля-спутника произошло нормально. Второй корабль-спутник вышел на расчетную орбиту 19 августа 1960 года. На нем отрабатывались системы, обеспечивающие жизнедеятельность космонавта. На борту корабля находились собаки и другие биологические объекты. На 18-м обороте вокруг Земли корабль-спутник сошел с орбиты и благополучно приземлился в заданном районе Советского Союза. Это было первое возвращение живых организмов из космического пространства на Землю. Третий корабль-спутник, выведенный на орбиту 1 декабря 1960 года, должен был повторить программу полета своего предшественника. На борту также находились собаки. После выполнения программы, в связи с отклонением траектории спуска от расчетной, корабль-спутник прекратил свое существование при входе в плотные слои атмосферы. Четвертый и пятый корабли-спутники были выведены на орбиты искусственных спутников Земли соответственно 9 и 25 марта 1961 года. Каждый из них совершил по одному обороту вокруг Земли. Полеты этих кораблей-спутников осуществлялись по той же программе, по которой намечался первый полет корабля с космонавтом на борту. На борту кораблей находились манекены космонавтов и биологические объекты. Оба корабля благополучно совершили спуски на Землю и осуществили посадку в заданных районах. Кроме испытаний бортовых систем кораблей-спутников, изучения поведения животных и последствий космических полетов на биологические объекты, на всех кораблях проводилась обширная программа научных исследований, в результате которых была доказана радиационная безопасность космических полетов на высотах до 350 километров при отсутствии мощных солнечных вспышек и показано практическое отсутствие метеорной опасности. Серия полетов экспериментальных кораблей-спутников позволила накопить достаточный опыт для осуществления первого полета человека в космос и благополучного возвращения его на Землю. |
Прошло три с половиной года после полета Ю. А. Гагарина. И вот 12 октября
1964 года на околоземную орбиту стартовал корабль-спутник «Восход». За
сутки пребывания в космосе он 16 раз облетел земной шар, пройдя расстояние
около 700 тысяч километров.
На борту космического корабля находился экипаж, состоявший из трех человек: командира корабля летчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова и членов экипажа — научного сотрудника-космонавта Константина Петровича Феоктистова и врача-космонавта Бориса Борисовича Егорова. 13 октября, полностью выполнив программу полета, корабль «Восход-1» успешно приземлился. Программа научных и технических исследований, выполненная экипажем корабля «Восход» во время полета, была весьма насыщенной. Командир корабля В. М. Комаров осуществлял контроль и наблюдение за приборами, выполнял ручную ориентацию корабля, поддерживал радиосвязь с Землей и провел ряд научных исследований. Присутствие на борту корабля научного сотрудника К. П. Феоктистова позволило существенно расширить программу проводимых исследований и провести различные наблюдения астрономического и геофизического характера. Включение в состав экипажа врача Б. Б. Егорова подчеркивало важность
контроля за состоянием космонавтов и необходимость проведения подробных
медико-биологических исследований непосредственно в космическом полете.
Полет космического корабля «Восход» ознаменовал собой начало нового этапа в непосредственном изучении человеком космического пространства. Во время этого полета научные работники различных специальностей получили возможность совместно вести исследования. Другими словами, впервые в истории человечества в космосе трудился коллектив научной лаборатории. 18 марта 1965 года на орбиту спутника Земли мощной ракетой-носителем был выведен новый советский космический корабль «Восход-2» с двумя летчиками-космонавтами на борту. Командиром корабля был Павел Иванович Беляев и вторым пилотом — Алексей Архипович Леонов. Перед экипажем стояла одна из самых принципиальных задач космонавтики — осуществление в процессе орбитального полета выхода человека из корабля в космическое пространство.
Общее время пребывания советского космонавта в условиях космического пространства составило 24 минуты, в том числе вне корабля — 12 минут. Полет корабля «Восход-2» продолжался в течение 26 часов и был завершен командиром корабля Павлом Беляевым с использованием ручного управления, что делалось в космосе впервые. Выход человека в космос, совершенный во время полета корабля «Восход-2», — это беспримерный эксперимент, доказавший, что человек может не только совершать полеты в космосе, но и активно работать в космическом пространстве. Решение этой задачи ознаменовало собой начало качественно нового этапа в исследованиях космического пространства. Оно открыло перспективы осуществления сборочных работ в космосе и, следовательно, создания там долговременных обитаемых орбитальных станций. Это достижение по своей значимости стоит в одном ряду с запуском первого искусственного спутника Земли и первым полетом человека в космос. |
С 1967 года в нашей стране начались испытания новых пилотируемых космических
кораблей серии «Союз». Разработка и создание кораблей этой серии были подготовлены
всем предшествующим ходом развития советской космической науки и техники
и обеспечены высоким уровнем нашей промышленности. Будучи преемником космических
кораблей «Восток» и «Восход», корабль «Союз» является более совершенным
в конструктивном отношении и предназначен для выполнения в космическом
пространстве разносторонних научных исследований, экспериментов и наблюдений.
Среди научных задач, которые могут быть решены с помощью корабля «Союз»,
можно отметить такие, как всестороннее исследования Земли и ее атмосферы,
изучение характеристик околоземного космического пространства (вакуума,
радиации), внеатмосферные наблюдения Солнца, звезд, планет и т. д.
Космический корабль «Союз» имеет многоцелевое назначение. Он обладает более широкими техническими возможностями, чем «Восток» и «Восход», и отличается от них не только большими размерами и более совершенной компоновкой, но и новыми конструктивными решениями и бортовыми системами. Все это позволяет ему решать задачи маневрирования, сближения, причаливания и стыковки. Системы и оборудование корабля обеспечивают его управляемый спуск на Землю с высокой точностью посадки в заданный район. При конструировании корабля особое внимание было уделено созданию комфортабельных условий для работы и жизни космонавтов во время полета. Все это вместе взятое позволяет использовать «Союз» в качестве научной орбитальной космической лаборатории в продолжительном полете. Советские космические корабли серии «Союз» выполнили и продолжают выполнять обширные исследования околоземного космического пространства в интересах науки и народного хозяйства. С их помощью осуществляются сложные технические работы в процессе создания и обслуживания долговременных орбитальных станций. Таким образом, «Союз» представляет собой особый тип космического корабля, сочетающего в себе элементы как транспортного средства для орбитальной станции, так и самостоятельной лаборатории в космосе. Наличие в составе корабля двух жилых отсеков — кабины космонавтов (спускаемого аппарата) и орбитального отсека, надежных бортовых систем и двигательных установок различного назначения, разнообразного научного оборудования обеспечивает возможность выполнения в космическом пространстве разносторонних исследований, экспериментов и наблюдений. Первый запуск космического корабля «Союз» на околоземную орбиту был произведен 23 апреля 1967 года. Корабль «Союз-1» пилотировал летчик-космонавт Владимир Михайлович Комаров. Целью полета являлось испытание нового космического корабля, отработка систем и элементов его конструкции в условиях космического полета, проведение научно-технических и медико-биологических исследований. Во время этого испытательного полета В. М. Комаровым была полностью выполнена намеченная программа исследований. В процессе спуска с орбиты на Землю на семикилометровой высоте при открытии основного парашюта его стропы закрутились, что привело к аварийной посадке и гибели космонавта. Имя Владимира Михайловича Комарова навечно вошло в героическую летопись освоения и изучения космического пространства человечеством. В октябре 1968 года летчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой сделал новый практический шаг в отработке космических кораблей типа «Союз». Корабль «Союз-3», пилотируемый Г. Т. Береговым, был выведен на орбиту искусственного спутника Земли 25 октября. В ходе четырехсуточного полета корабля «Союз-3» осуществлялось многократное маневрирование с применением автоматической и ручной систем управления, а также было проведено двукратное сближение с беспилотным кораблем «Союз-2», выведенным ранее на орбиту для проведения совместных экспериментов с «Союзом-3». Во время полета был проведен полный комплекс испытаний бортовых систем корабля «Союз» в условиях космического полета, выполнен большой объем научных исследований. В частности, проводились наблюдения звездного неба, Земли и небесных светил, фотографирование облачного и снежного покровов, дневного и сумеречного горизонта Земли, а также метеорологические и медико-биологические исследования. По окончании совместных экспериментов корабль «Союз-2» был возвращен на Землю. 30 октября по окончании программы исследований космический корабль «Союз-3» также успешно завершил полет мягким приземлением в заданном районе. Полетами космических кораблей «Союз-2» и «Союз-3» был сделан новый шаг в области совершенствования маневрирующих пилотируемых кораблей и создания орбитальных станций. Большой объем работ, произведенный в процессе полетов космических кораблей «Союз», сделал возможным выполнение нового этапного научно-технического эксперимента, который завершился созданием в январе 1969 года первой в мире орбитальной экспериментальной исследовательской станции. 14 января 1969 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз-4», пилотируемый Владимиром Александровичем Шаталовым. Через день на корабле «Союз-5» отправились сразу три космонавта — командир корабля Борис Валентинович Волынов, бортинженер Алексей Станиславович Елисеев и инженер-исследователь Евгений Васильевич Хрунов. В процессе сближения и причаливания корабль В. А. Шаталова был «активным». Антенны кораблей осуществили взаимный поиск, после чего корабли автоматически сблизились на расстояние до 100 метров. Затем В. А. Шаталов перешел на ручное управление и мягко осуществил причаливание. Произошел взаимный механический захват кораблей, жесткое их стягивание и соединение электрических цепей. «Союз-4» и «Союз-5» стали единым целым. Так 15 января 1969 года была создана первая экспериментальная орбитальная космическая станция. Миллионы людей на Земле наблюдали этот процесс на экранах своих телевизоров.
В процессе полета кораблей «Союз-4» и «Союз-5», а также во время полета экспериментальной космической станции космонавты проводили широкий комплекс различных научных исследований. Этот опыт показал, что научная работа в космосе коллектива исследователей чрезвычайно эффективна и позволяет проводить разнохарактерные и комплексные эксперименты. Космонавты проводили наблюдения Земли, атмосферы, исследовали влияние на системы кораблей специфических условий космического пространства, осуществляли астронавигационные наблюдения, физические эксперименты, медико-биологические исследования. На Землю Е. Хрунов и А. Елисеев возвратились уже на корабле «Союз-4» вместе с его командиром В. Шаталовым. Примерно через сутки приземлился и «Союз-5», пилотируемый Б. Волыновым. Результаты совместного полета космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» имели важное значение для дальнейшего совершенствования космической техники и создания орбитальных пилотируемых станций научного и народнохозяйственного назначения. 11 октября 1969 года был выведен на орбиту космический корабль «Союз-6», экипаж которого состоял из командира корабля Георгия Степановича Шонина и бортинженера Валерия Николаевича Кубасова. Через сутки стартовал космический корабль «Союз-7» с тремя космонавтами на борту: Анатолием Васильевичем Филипченко, Владиславом Николаевичем Волковым и Виктором Васильевичем Горбатко. 13 октября был запущен третий космический корабль «Союз-8» с экипажем в составе Владимира Александровича Шаталова и Алексея Станиславовича Елисеева. В течение семи суток корабли совершали групповой полет, во время которого семь космонавтов проводили широкую программу научно-технических экспериментов. Качественное отличие группового полета трех «Союзов» от всех предыдущих заключалось в том, что в этом случае в космосе было проведено очень большое количество маневров по сближению и расхождению космических кораблей. Большая нагрузка легла на наземный радиотехнический комплекс и координационно-вычислительный центр. Они вели работу одновременно с тремя кораблями, оперативно анализировали большой объем телеметрической информации, точно измеряли параметры орбит. В течение нескольких дней каждый командир корабля проводил взаимное маневрирование. Корабли поочередно сближались друг с другом, причем минимальное расстояние между ними достигало нескольких сот метров. Экипажи кораблей проводили взаимное наблюдение, фотографирование и киносъемку. Проводились опыты с целью выяснения возможности обмена информацией с помощью световых индексов и визуальных оптических средств. Выполнены были также и первые в мире эксперименты по сварке в условиях орбитального полета. В ходе полета научно-биологическим исследованиям подвергались сердечно-сосудистая система, функции дыхания, газообмена, мышечно-суставной и болевой чувствительности космонавтов и многое другое. Особое внимание было уделено сохранению и поддержанию высокого уровня их работоспособности. Экспериментальные исследования, выполненные экипажами «Союзов», имели важное значение для решения практических вопросов на пути дальнейшего развития орбитальных полетов в околоземном космическом пространстве. Важным практическим шагом в программе советских орбитальных пилотируемых
полетов явился полет корабля «Союз-9».
Важнейшей частью полета являлись широкие медико-биологические исследования
по изучению влияния факторов длительного космического полета на организм
человека. При этом особое внимание уделялось мерам по сохранению и поддержанию
хорошего функционального состояния организма и высокого уровня работоспособности
космонавтов.
Помимо медико-биологических исследований, в полете проводилась дальнейшая отработка систем ручного управления кораблем, приборов навигации, а также осуществлялись комплексная проверка и испытания бортовых систем в условиях длительного космического рейса. Неоднократно космонавты проводили коррекции орбиты с использованием ручной системы ориентации, определяли элементы орбиты по заданным ориентирам на поверхности Земли. Во время полета космического корабля «Союз-9» экипаж неоднократно проводил также навигационные измерения. Кроме этого, космонавты фотографировали геолого-географические объекты, вели метеорологические наблюдения, астрофизические исследования, а также отработку и испытания новых технических систем и автоматических средств корабля. Полученные в ходе полета результаты разнообразных исследований имели большое значение для дальнейшего прогресса науки, развития ракетно-космической техники и нужд народного хозяйства нашей страны. Полет «Союза-9» явился дальнейшим практическим шагом в деле выполнения советской программы научно-технических исследований и различных экспериментов, выполняемых с помощью пилотируемых кораблей в околоземном космическом пространстве. Этот полет доказал, что современная космическая техника обеспечивает выполнение космонавтами большого объема научных и практических работ в длительных орбитальных рейсах. Полеты советских космических кораблей типа «Союз» открыли новый этап в развитии орбитальных пилотируемых полетов и явились важным шагом на пути создания орбитальных станций. Об этом свидетельствует следующий важный этап в истории космонавтики — создание первой в мире долговременной орбитальной научной станции «Салют». |
19 апреля 1971 года в космическое пространство впервые была выведена
орбитальная станция «Салют» — новый тип космического аппарата, позволяющий
автоматически и с участием человека проводить комплексные исследования
в условиях продолжительного полета.
Продолжавшийся около шести месяцев полет орбитальной станции «Салют» состоял из нескольких этапов. На первом этапе был проведен совместный полет станции с космическим кораблем «Союз-10», стартовавшим 23 апреля 1971 года и пилотировавшимся экипажем в составе космонавтов Шаталова Владимира Александровича, Елисеева Алексея Станиславовича и Рукавишникова Николая Николаевича. В процессе двухсуточного полета «Союза-10» проводилась проверка функционирования усовершенствованных систем, обеспечивающих поиск, стыковку и расстыковку корабля «Союз» и станции «Салют». Последующая работа орбитальной лаборатории «Салют» проходила в автоматическом режиме. Второй этап космического эксперимента начался 6 июня 1971 года запуском на орбиту искусственного спутника Земли космического корабля «Союз-11». Экипаж корабля состоял из командира Георгия Тимофеевича Добровольского, бортинженера Владислава Николаевича Волкова, инженера-испытателя Виктора Ивановича Пацаева.
Долговременная орбитальная станция «Салют» — это крупная космическая исследовательская лаборатория для продолжительных исследований. Научная аппаратура и приборы, установленные на ней, позволяли провести широкий комплекс астрофизических, физико-технических и медико-биологических экспериментов, а также вести экспериментальную отработку методов управления и систем орбитальной станции. Внешне «Салют» выглядел внушительно: конус, на конце которого стыковочный узел, затем цилиндр диаметром в два метра, потом расширение цилиндра до трех метров, затем расширение примерно до четырех метров и, наконец, сферическое днище и конус (баки с топливом), а сзади — двигатели. На корпусе станции смонтированы четыре панели солнечных батарей, антенны, аппаратура. Общая длина станции составляла около 20 метров, объем — почти 100 кубических метров. Масса системы «Салют» — «Союз» была рекордной для орбитальных пилотируемых
объектов — около 25 тонн.
Во время самого продолжительного по длительности пилотируемого космического полета был выполнен комплекс медико-биологических исследований с целью определения оптимального режима жизнедеятельности космонавтов и выяснения возможностей выполнения ими различных работ, а также по изучению влияния факторов продолжительного космического полета на организм человека. Полностью выполнив программу полета, при возвращении на родную планету экипаж первой в мире пилотируемой орбитальной станции «Салют» погиб в результате разгерметизации спускаемого аппарата транспортного корабля «Союз-11». Тяжела горечь утраты. Но не следует забывать, что результаты наблюдений, исследований и экспериментов, проведенных мужественным экипажем пилотируемой станции «Салют», стали бесценным вкладом для науки, техники, народного хозяйства, для будущего космонавтики и человечества. Опыт практической работы космонавтов — Героя Советского Союза Г. Т. Добровольского, дважды Героя Советского Союза В. Н. Волкова и Героя Советского Союза В. И. Пацаева на борту станции «Салют» — станет прочным фундаментом для дальнейших исследований космического пространства и развития орбитальных полетов. Имена отважных космонавтов никогда не забудет благодарное человечество. После завершения пилотируемого полета системы станции вновь были переведены в автоматический режим. В ходе последующего полета «Салюта» в автоматическом режиме систематически проводились научно-технические исследования и контроль за работой систем, агрегатов и научной аппаратуры станции в условиях длительного пребывания в космическом пространстве. Бортовое оборудование станции работало нормально. Температура и давление в герметичных отсеках поддерживались в заданных пределах. Было выполнено 12 маневров с включением корректирующего двигателя станции, проведено около 130 операций по ориентированию станции в различных режимах и осуществлено около 800 сеансов связи и измерений различных параметров. Весь сложнейший комплекс оборудования станции бесперебойно функционировал несколько месяцев, в течение которых продолжался ее орбитальный полет, который был завершен 11 октября 1971 года. Результаты, полученные в процессе полугодового функционирования первой в мире орбитальной научной станции «Салют», являются крупным вкладом в развитие космической техники и освоение космического пространства. |
|