БиографияАльбомыОткрыткиДругие картины





 

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Одним из первых открытий, последовавших за созданием телескопа, было обнаружение колец у планеты Сатурн. Это открытие сыграло большую роль в развитии астрономии и небесной механики. Но оно же показало, какие изумительные красоты таит в себе окружающая нас Вселенная. 
Занимаясь своим предметом, редкий астрофизик может равнодушно смотреть на удивительно интересные формы солнечных протуберанцев, на очертания планетарных туманностей с их небольшими, но всегда изящными нарушениями симметрии, на гигантскую диффузную туманность «Розетка», состоящую из большого числа шлейфов и лепестков, наконец, на своеобразную красоту разнообразных форм спиральных галактик.

Однако эта красота внешних форм космических объектов, обращающая на себя внимание даже на обычных фотографиях, составляет лишь небольшую долю тех огромных эстетических ценностей, какие содержит Вселенная и которые раскрываются взору ее исследователя.

Составители научно-фантастических повествований, хотя и не в очень точных выражениях, но часто описывают впечатления, которые должны получить люди, посещающие те или иные районы отдаленного космоса. Можно только подтвердить, что воображаемый путешественник, имеющий возможность попасть в окрестности любой звезды или другого астрономического объекта, проникать внутрь звездных скоплений или посещать центральные районы галактик, может увидеть потрясающее разнообразие непривычных панорам, эффективных смен условий освещения, фантастические очертания окружающих объектов.

Он увидит во всем блеске быстропротекающие процессы звездных вспышек различных масштабов с их бурной сменой цветов и яркостей. Естественно поэтому, что такая тематика не только способна привлечь подлинных художников, но и дает возможность создания оригинальных и впечатляющих полотен.
Многочисленные полеты наших космонавтов, наблюдения, произведенные ими, явились основой для того, чтобы уже сегодня часть этой тематики перешла из эстетики воображения в эстетику знаний, непосредственных впечатлений и их осмысления. Через картины человека, побывавшего вне Земли, космонавта Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова эти впечатления становятся общим достоянием.

Подобно тому как живущие на равнине люди увлекаются картинами причудливых Гималаев, нарисованных Рерихом, или жители суши с любовью рассматривают морские пейзажи Айвазовского, мы, земляне, встречаем с огромным интересом картины, встающие перед взором неземного зрителя, где красивое так гармонически сочетается с необычностью и величием масштабов.

Нет сомнений, что это новое направление в живописи, «космическая живопись», будет привлекать все большее внимание любителей искусства.

Мы живем в эпоху революционных изменений в наших представлениях о Вселенной. Если до середины текущего столетия астрономы занимались теми же объектами Вселенной, которые нам были так или иначе известны с древнейших времен – звездами, планетами, кометами и метеоритами, то за последние четверть века положение дел стало иным: открыты радиотуманности и радиогалактики, квазары и ядра галактик, пульсары и рентгеновские источники излучения, таинственные инфракрасные объекты. В отличие от ранее известных типов космических тел новые объекты отличаются крайней степенью изменчивости во времени, являются источниками бурных взрывов и переменности излучения. Вселенная, которую изучают современные астрономы, полна динамизма. Некоторые популяризаторы-астрономы, любящие произвести впечатление путем употребления экстремальных сравнений, говорят даже о «взрывающейся Вселенной».

Но, даже избегая громких выражений, следует признать, что вырисовывающаяся новая картина космоса является весьма жизненной и динамичной. А это в свою очередь связано с разнообразием и красотой явлений. Ведь, изучая эти новые, на первый взгляд странные объекты, мы все ближе подходим к познанию процесса рождения миров, возникновения звезд, планет и галактик. Уже тот факт, что до сих пор механизм возникновения небесных тел и космических систем остается неразгаданным до конца, говорит о его необычности. Я убежден, что на пути к выяснению этого механизма воображению человека, его, так сказать, научному взору предстанут еще более захватывающие по своему содержанию и оригинальности процессы. Их познание принесет с собой не только решение глубочайших проблем естествознания, но и обогатит наше воображение картинами небывалой красоты.
 

В. А. АМБАРЦУМЯН, академик, президент Академии наук Армянской ССР


(c) Юрий Морозевич, Москва, 2001-2007
Hosted by uCoz