|
|
|
|
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЛИЦО
КОСМОСА "Техника молодежи",
|
Никакая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в
Космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до
людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты...
Таких людей не бывает много. Их было в ХХ в. всего трое – сделавших первый космический шаг. И двое из них – наши соотечественники: Гагарин, впервые поднявшийся на космическую орбиту, и Леонов, первым оттолкнувшийся от люка в свободный полет, отделенный от враждебного пространства только оболочкой скафандра... Среди космонавтов вообще нет заурядных людей. Но не каждому дано донести
до окружающих не бесстрастный фотоотчет, а чувства, эмоции, настроение,
сопровождающие выход в новую для человека среду. Вряд ли придирчивая комиссия,
отбиравшая по гарнизонам пилотов на «принципиально новую технику»,
первым делом оценивала художественные таланты молодого летчика – ей было
куда важнее, что накануне Алексей Леонов блестяще посадил аварийный МИГ-15бис
с выключенным двигателем.
И космонавт впервые существенно изменил режим работы своего аппарата, сбросив давление ниже положенного – а нужно было знать, что это уже возможно, т.к. какое-то время Леонов дышал кислородом, и декомпрессия не грозила гибелью. Потом он изменил отработанную последовательность действий, влетев в шлюзовую камеру не ногами, как рассчитывалось, а головой вперед. После чего космонавту пришлось развернуться в узком надувном тоннеле шлюзовой камеры... Мы лишь недавно узнали об этом и многих других аспектах полета «Восхода-2».
А ведь это было крайне важно: впервые в нашей космонавтике человек гибко
реагировал на меняющуюся сиитуацию, т. е. оправдывал свое – дорогое
и небезопасное – присутствие в космосе! До того – признаем – космонавты
«Востоков» и первого «Восхода» больше смахивали на подопытных кроликов.
Леонов стал готовиться к полету на орбитальной станции. Именно он должен
был возглавить первый экипаж «Салюта», но... за несколько дней до старта
врачи обнаружили отклонения в работе сердца бортинженера, В. Кубасова,
и на станцию полетели дублеры – Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев...
И снова смекалка космонавтов буквально спасла программу. Раз событие политическое, значит его должен видеть весь мир. Сделать это можно только при помощи телевидения, но оно-то и отказало сразу после выхода «Союза» на орбиту. И хотя на Байконуре были готовы второй корабль и три дублирующих экипажа, задействовать их по такой причине – позор и скандал! Задача осложнялась тем, что на борту не было... инструментов, и вскрывать панель, чтобы добраться до токораспределителя (в котором был отказ) пришлось при помощи медицинских ножниц и охотничьего ножа, купленного Леоновым накануне полета! Кстати, американцы посчитали инцидент инсценировкой... В космос Алексей Архипович больше не полетел, а до 1991 г. возглавлял
отряд космонавтов ЦПК им. Ю. А. Гагарина.
Картины художника А. А. Леонова уникальны. Так уж сложилось, что художники наши охотно рисуют родную природу, не менее охотно экспериментируют со всякими нетрадиционными стилями, но крайне редко (и зачастую – неумело) изображают природу «вторую» – рукотворную. Может быть, это происходит потому, что эту самую рукотворную природу – технику – надо знать, а большинство художников (как и «гуманитариев» вообще) к такому знанию относятся пренебрежительно? А между тем художественные полотна, на которых в ближнем и дальнем космосе
действует сложнейшая, порой, существующая еще только в чертежах техника
– мощнейшее средство пропаганды, в том числе и за создание этой самой техники!
Не случайно при американском NASA постоянно работает группа художников,
творчески отражающая шаги американской космической программы, в том числе
и те, которые так и остались на бумаге. Думается, часть проблем нашей космонавтики
происходит от того, что нашим ответом на работу этой группы стало творчество
всего двух человек: Алексея Леонова и Андрея Соколова...
Космонавт-художник и чуть не единственный молодежный научно-популярный
журнал были просто обречены на сотрудничество. Уже в октябрьском номере
1965 г. на цветной вкладке читатели «Техники – молодежи» увидели нарисованную
Леоновым космическую зарю, а рядом, на черно-белых страницах – посадку
советского космического корабля на Луну, как ее увидел художник (который,
видимо, еще не знал, что именно он будет отрабатывать этот маневр на тренажере,
переделанном из вертолета...).
|